Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Становлення методологічної культури вчителя на основі проектної діяльності

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Шевцова, Світлана Михайлівна
dc.date.accessioned 2016-06-09T10:17:26Z
dc.date.available 2016-06-09T10:17:26Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Шевцова, Світлана Михайлівна. Становлення методологічної культури вчителя на основі проектної діяльності : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.10 / С. М. Шевцова ; наук. керівник В. М. Вашкевич ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10491
dc.description.abstract Здійснено філософський аналіз суперечностей між інноваційними технологіями та традиційними методами навчання, уніфікацією та плюралізмом феномену становлення методологічної культури на основі проектної діяльності. Доведена принципова можливість ефективності впровадження до навчально-виховного процесу методу проектів. Концептуалізовано поняття «методологічна культура вчителя» і «проектна діяльність в освіті». Проаналізовано теоретичні та методологічні засади становлення методологічної культури вчителя у сучасному філософському, історичному, педагогічному, управлінському дискурсах. Окреслено філософські виміри цього феномену як соціокультурного явища, досліджено його онтологію, людиновимірні та аксіологічні орієнтири. Обґрунтовано цілі (креативність та інноваційність, адаптивність) та завдання становлення методологічної культури на основі проектної діяльності. Запропоновано принципи формування професійної майстерності сучасного вчителя завдяки впровадженню до навчально-виховного процесу методу проектів – системність, адекватність, ефективність, особистісна зорієнтованість, необхідність, варіативність. ua
dc.description.abstract Осуществлен философский анализ противоречий между инновационными технологиями и традиционными методами обучения, унификацией и плюрализмом феномена становления методологической культуры на основе проектной деятельности. Доказана принципиальная возможность эффективности внедрения в учебно-воспитательный процесс метода проектов. Подчеркнуто, что одной из главных причин повышенного отношения к понятию «методологическая культура» было отождествление методологии и философии, а конкретно марксистско-ленинской философии, когда методологическая культура отождествлялась с философской культурой, а главным критерием методологической культуры педагога было знание основных положений диалектического материализма, умение их использовать в деятельности ученого-исследователя и педагога-практика. Поэтому постоянное внимание уделялось формированию мировоззренческой культуры, как ее понимали в то время. На занятиях методологических семинаров рассматривалась методологическая роль положений марксистско-ленинской теории, приемы и способы их применения в познавательной и практической деятельности. Но, несмотря на наличие глубоких научных разработок проблем методологической культуры рядовой учитель сегодня не в полной мере обладает методологической культурой научного исследователя. Исследователи указывают на неосведомленность, неготовность и неспособность основной массы педагогов воспринять передовой опыт, внедрить проектную разработку, реализовать новую педагогическую идею. Такая ситуация, помимо социокультурных причин, может быть объяснена и отсутствием механизма формирования и совершенствования методологической культуры, что, в свою очередь, является следствием неразработанности концепции методологической культурой вообще и методологической культуры педагога в частности. Концептуализировано понятие «методологическая культура учителя» и «проектная деятельность в образовании». Проанализированы теоретические и методологические основы становления методологической культуры учителя в современном философском, историческом, педагогическом, управленческом дискурсах. Определены философские измерения этого феномена как социокультурного явления, исследованы его онтология, человекоизмерительный и аксиологический ориентиры. Обоснованы цели (креативность и инновационность, адаптивность) и задачи становления методологической культуры на основе проектной деятельности. Предложены принципы формирования профессионального мастерства современного учителя благодаря внедрению в учебно-воспитательный процесс метода проектов – системность, адекватность, эффективность, личностная ориентированность, необходимость, вариативность. Раскрывается понятие «методологическая культура» как механизм, который сохраняет учителя в данном смысловом поле. Без методологической культуры учитель выпадает из этого смыслового поля из-за различных препятствий, возникающих в ходе его учебно-воспитательной деятельности. Отсюда не все методологические установки попадают в разряд культурных, а только те, которые показали свою эффективность в практике их применения в проектной деятельности, которой в данном исследовании отдается предпочтение. Проблема же заключается в том, каким образом выявлять элементы методологической культуры современного учителя. ua
dc.description.abstract Philosophical analysis of the contradictions between innovative technologies and traditional teaching methods, unification and pluralism of phenomenon of the formation of methodological culture on the basis of project work has been carried out. The fundamental possibility of the efficient implementation of the project method into the educational process is proved. The concepts of "methodological culture of the teacher" and "project activities in education" have been introduced. The theoretical and methodological principles of the development of the teacher’s methodological culture in the modern philosophical, historical, educational, managerial analyzed. Philosophical dimensions of this phenomenon as a socio-cultural phenomenon are defined, its ontology, human based and axiological trends are investigated. The targets (creativity and innovation, adaptability) and the tasks of methodological culture’s becoming on the basis of project activities are grounded. The principles of improvement of modern teacher’s professional mastership due to the introduction of the project method into the educational process – consistency, adequacy, efficiency, personal orientation, the need for, diversity – are proposed. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject методологічна культура вчителя ua
dc.subject метод проектів ua
dc.subject методологія ua
dc.subject філософсько-освітня парадигма ua
dc.subject інновація ua
dc.subject культура ua
dc.subject експериментальна педагогіка ua
dc.subject проектна діяльність ua
dc.subject методологическая культура учителя ua
dc.subject метод проектов ua
dc.subject методология ua
dc.subject философско-образовательная парадигма ua
dc.subject инновация ua
dc.subject экспериментальная педагогика ua
dc.subject проектная деятельность ua
dc.subject methodological culture of the teacher ua
dc.subject the project method ua
dc.subject methodology ua
dc.subject philosophical and educational paradigms ua
dc.subject innovation ua
dc.subject culture ua
dc.subject experimental pedagogy ua
dc.subject project activity ua
dc.subject.classification 101:37.013.75-051](043.3) ua
dc.title Становлення методологічної культури вчителя на основі проектної діяльності ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу