Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Освітні основи системи реабілітування осіб з обмеженнями життєдіяльності

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Шевцов, Андрій Гаррієвич
dc.date.accessioned 2016-05-11T08:18:39Z
dc.date.available 2016-05-11T08:18:39Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Шевцов А. Г. Освітні основи системи реабілітування осіб з обмеженнями життєдіяльності : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.03 / А. Г. Шевцов ; керівник роботи В. М. Синьов ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 46 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10094
dc.description.abstract У дисертації досліджуються теоретико-педагогічні основи комплексного реабілітування осіб з обмеженнями життєдіяльності, пов’язаними зі здоров’ям. Здійснено освітній аналіз явищ реабілітаційної дійсності, досвіду корекційно-реабілітаційних установ, еволюції системи реабілітування як суспільного інституту в історичній перспективі. Розглянуті питання реабілітаційної системології, корекційної андрагогіки, реабілітаційного менеджменту, професійної підготовки реабілітологів. У рамках постнекласичної системно-синергетичної парадигми з’ясовані багатоаспектні проблеми моделювання реабілітаційних об’єктів та процесів. Побудовані теоретичні основи реабілітології як міждисциплінарної науки, що функціонує на стикові корекційної педагогіки, психології, медицини, соціальної роботи, техніки, філософії, права тощо. Доведена універсальна роль освітніх основ як системоутворювального чинника комплексного соціального реабілітування та інтегральних реабілітаційних технологій. ua
dc.description.abstract В диссертации исследуются теоретико-педагогические основы феномена комплексной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности, связанными со здоровьем. Осуществлен системный образовательный анализ широкого класса явлений реабилитационной действительности, опыта коррекционно-реабилитационных учреждений. Построены теоретические основы реабилитологии как междисциплинарной науки, которая функционирует на стыке коррекционной педагогики, психологии, медицины, социальной работы, техники, философии, права и т. д. Сформулирована система закономерностей, диалектических принципов и концепций реабилитологии, разработаны основы реабилитационной компаративистики и реабилитационной системологии, основы моделирования реабилитационных объектов и процессов в рамках постнеклассической системно-синергической парадигмы. Исследованием доказана универсальная роль образовательных основ как системообразующего фактора комплексной социальной реабилитации и интегральных реабилитационных технологий. На основе синтеза знаний про базовые модальности реабилитационного влияния предложена открытая личностно ориентированная пятифакторная деятельностная модель комплексной социальной реабилитации, а также трехфакторная личностно ориентированная деятельностная несоциальная модель инвалидности. В диссертации разработана методология построения целостного личностно ориентированного коррекционно-реабилитационного пространства, ядром которого есть личность реабилитируемого в диалектическим единстве свои психических, социальных и биологических качеств, представляемая психосинергетической моделью с четырехмерной структурой, системно объединяющей социально-психолого-индивидуальное, деятельностное, нозологическое и темпоральное измерения. С педагогических позиций обоснованы цели реабилитационного процесса (социализация, социальная интеграция, социальная адаптация, повышение качества жизни, восстановление здоровья, формирование стиля независимой жизни и способа деятельности по типу „полноценно функционирующий человек” и др.). Предложена многопараметрическая экономико-социокультурная периодизация развития системы реабилитации как общественного института, которое осуществляется через реабилитационные парадигмальные революции. Показана ведущая роль образовательного фактора в исторической смене реабилитационных парадигм и моделей, их нормативно-правового обеспечения. В работе упорядочен понятийно-терминологический аппарат реабилитологии, предложен классификационно-системологический механизм терминотворчества в этой сфере. В работе сконструирована теория профессиональной реабилитации как сложного многопланового системного реабилитационного конструкта. В ней обоснована актуальность и сущность новой дисциплины – коррекционной андрагогики. В подходах к коррекционно-реабилитационной работе сформулирован методологический переход от модели коррекционной педагогики (КП-модели) к модели коррекционной андрагогики (КА-модели). С помощью КА-модели разработана методика организации учебно-реабилитационной работы со студентом с инвалидностью в условиях профессионального образования, а также центра профессиональной реабилитации. С этих позиций также проанализированы новейшие образовательные технологии в оптимизации профессионального образования, в том числе дистанционного и модульно-рейтингового обучения, представлен научно-педагогичный анализ использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании и реабилитации. В диссертации показано, что применение теоретических принципов реабилитологии к отдельным формам построения коррекционно-реабилитационных служб и комплексных реабилитационных систем в специфических условиях (центра комплексной реабилитации, специальной школы-интерната, интегрированного учебного заведения, лечебного учреждения, пенитенциарного заведения и т. д.) позволит значительно повысить эффективность их работы. В работе обоснованы современные подходы к реформированию системы подготовки кадров для отечественной сферы реабилитационно-образовательной отрасли, повышения профессиональной мобильности коррекционных педагогов, специальных психологов и реабилитологов, введения новых направлений подготовки и специальностей для этой сферы. На основе анализа опыта организации коррекционно-реабилитационной работы в разных условиях и формах реабилитации в Украине предложены теоретико-практические основы реабилитационного менеджмента, в частности его принципы, а также систему оценки эффективности деятельности реабилитационного центра в соответствии с международной системой управлением качества. ua
dc.description.abstract The thesis researches the theoretical and methodological basis of the comprehensive rehabilitation of the persons with health-related disabilities from the educational standpoint. The author undertakes an analysis of rehabilitation realities, the experience accumulated by corrective and rehabilitation institutions, the evolution of the rehabilitation system as a social institute, investigates a rehabilitation systemology, rehabilitation management, correction andragogic, vocational training of rehabilitogists. The multidimensional problems of rehabilitation objects and processes are reviewed within the framework of a post-non-classical synergetic paradigm. The theoretical foundation for Rehabilitology as a cross-disciplinary science functioning at the juncture of corrective pedagogy, psychology, medicine, social work, engineering, philosophy, law, etc. was created. The research proves the universal role of educational fundamentals as a backbone factor of the comprehensive social rehabilitation and integral rehabilitation technologies. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject реабілітологія ua
dc.subject особа з обмеженнями життєдіяльності ua
dc.subject комплексне соціальне реабілітування ua
dc.subject теоретико-методологічні основи ua
dc.subject реабілітаційна системологія ua
dc.subject освітні принципи ua
dc.subject корекційно-реабілітаційна система ua
dc.subject реабілітаційний менеджмент ua
dc.subject корекційна андрагогіка ua
dc.subject синергетика ua
dc.subject реабилитология ua
dc.subject человек с ограничениями жизнедеятельности ua
dc.subject комплексная социальная реабилитация ua
dc.subject теоретико-методологические основы ua
dc.subject реабилитационная системология ua
dc.subject образовательные принципы ua
dc.subject коррекционно-реабилитационная система ua
dc.subject реабилитационный менеджмент ua
dc.subject коррекционная андрагогика ua
dc.subject rehabilitology ua
dc.subject person with disabilities ua
dc.subject comprehensive social rehabilitation ua
dc.subject theoretical and methodological basis ua
dc.subject rehabilitation systemology ua
dc.subject educational fundamentals ua
dc.subject corrective and rehabilitation system ua
dc.subject rehabilitation management ua
dc.subject correction andragogic ua
dc.subject synergetic ua
dc.subject.classification 376:364.048.6:303.732.4 ua
dc.title Освітні основи системи реабілітування осіб з обмеженнями життєдіяльності ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу