ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Тімакова, Юлія Вікторівна | |
dc.date.accessioned | 2016-04-25T09:27:04Z | |
dc.date.available | 2016-04-25T09:27:04Z | |
dc.date.issued | 2010 | |
dc.identifier.citation | Тімакова Ю. В. Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 / Ю. В. Тімакова ; керівник роботи Є. П. Синьова ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9967 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей самосвідомості особистості осіб, які зазнали втрати зору в дорослому віці, та детермінант впливу на їх виникнення. У роботі розкрито підходи до структуризації самосвідомості особистості та представлено інтегровану структуру самосвідомості з такими її компонентами: когнітивний, емоційно-оцінний та регуляторний. В межах запропонованої структури побудовано експериментальне вивчення особливостей самосвідомості дорослих інвалідів по зору, які зазнали сліпоти в дорослому віці. В дисертації висвітлено експериментальні результати, що вказують на своєрідність протікання психічних процесів самосвідомості: самопізнання, самоусвідомлення, самооцінки, самоставлення та саморегуляції, внаслідок набутої у дорослому віці сліпоти. Запропоновано шляхи корекції самосвідомості особистості, яка зазнала втрати зору в дорослому віці. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей самосознания личности ослепших во взрослом возрасте и детерминант влияния на их возникновение. В работе раскрыты подходы к структуризации самосознания личности и представлена интегрированная структура самосознания, включающая следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и регуляторный. В пределах предложенной структуры построено экспериментальное изучение особенностей самосознания инвалидов по зрению, которые ослепли в возрасте 20 - 60 лет. В диссертации отражены экспериментальные результаты, которые указывают на своеобразие протекания психических процессов самосознания: самопознание, самоосознание, самооценки, самоотношения и саморегуляции, в результате приобретенной во взрослом возрасте слепоты. Установленные особенности компонентов самосознания личности лиц, которые потеряли зрение во взрослом возрасте, связаны с разными факторами, влияющими на жизненную позицию личности. Представленные экспериментальные данные относительно определения жизненной позиции респондентами были проанализированы с целью выяснения детерминант возникновения особенностей самосознания личности. Среди них были определены: функциональное состояние зрения, стаж слепоты, паспортный возраст, гендерная принадлежность, семейное положение; уровень образования, обеспеченность работой. В исследовании описан наиболее типичный и распространенный профиль личности ослепшей во взрослом возрасте: тотально слепой человек (чаще мужчина) с пессимистическим самосознанием, жизненной позицией «инвалид пассивный зависимый», в возрасте от 30 до 40 лет, со средним образованием и стажем слепоты более 5 лет, женат, не работающий. В диссертации раскрыта методика психолого-педагогической работы по индивидуальным программам с лицами, жизненные позиции которых рассматривались нами как нуждающиеся в коррекции. В рамках модели психолого-педагогической коррекции предложены пути коррекции самосознания личности, потерявшей зрение во взрослом возрасте. | ua |
dc.description.abstract | The thesis is devoted to research of psychological characteristics of self-identity of individuals who suffered vision loss in adulthood and determinants influencing development of their identity. The work describes approaches to structuring of the personal self-identity and presents an integrated structure of self-consciousness and its following components – cognitive, emotional, self-esteem and regulatory. Within proposed structure there was built an experimental study of peculiar features in self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood. The thesis presents results of the experiment, indicating specifics in mental processes related to self-identity, self-knowledge self-awareness, self-esteem and self-attitude due to acquired blindness in adulthood. Possible psychological interference on self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood is described in the third section. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова | ua |
dc.subject | осліплі у дорослому віці | ua |
dc.subject | самосвідомість | ua |
dc.subject | компоненти самосвідомості | ua |
dc.subject | інваліди по зору | ua |
dc.subject | детермінанти впливу | ua |
dc.subject | модель психолого-педагогічної корекції | ua |
dc.subject | ослепшие во взрослом возрасте | ua |
dc.subject | самосознание | ua |
dc.subject | компоненты самосознания | ua |
dc.subject | инвалиды по зрению | ua |
dc.subject | детерминанты влияния | ua |
dc.subject | модель психолого-педагогической коррекции | ua |
dc.subject | individuals who acquired blindness in adulthood | ua |
dc.subject | self-identity | ua |
dc.subject | components of self-identity | ua |
dc.subject | visually impaired person | ua |
dc.subject | impact determinants | ua |
dc.subject | model of psychological and pedagogical interference | ua |
dc.subject.classification | 376.32.013.77-053.8:159.22(043.3) | ua |
dc.title | Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості | ua |
dc.type | Other | ua |