Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Тімакова, Юлія Вікторівна
dc.date.accessioned 2016-04-25T09:27:04Z
dc.date.available 2016-04-25T09:27:04Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Тімакова Ю. В. Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 / Ю. В. Тімакова ; керівник роботи Є. П. Синьова ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9967
dc.description.abstract Дисертація присвячена дослідженню психологічних особливостей самосвідомості особистості осіб, які зазнали втрати зору в дорослому віці, та детермінант впливу на їх виникнення. У роботі розкрито підходи до структуризації самосвідомості особистості та представлено інтегровану структуру самосвідомості з такими її компонентами: когнітивний, емоційно-оцінний та регуляторний. В межах запропонованої структури побудовано експериментальне вивчення особливостей самосвідомості дорослих інвалідів по зору, які зазнали сліпоти в дорослому віці. В дисертації висвітлено експериментальні результати, що вказують на своєрідність протікання психічних процесів самосвідомості: самопізнання, самоусвідомлення, самооцінки, самоставлення та саморегуляції, внаслідок набутої у дорослому віці сліпоти. Запропоновано шляхи корекції самосвідомості особистості, яка зазнала втрати зору в дорослому віці. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей самосознания личности ослепших во взрослом возрасте и детерминант влияния на их возникновение. В работе раскрыты подходы к структуризации самосознания личности и представлена интегрированная структура самосознания, включающая следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный и регуляторный. В пределах предложенной структуры построено экспериментальное изучение особенностей самосознания инвалидов по зрению, которые ослепли в возрасте 20 - 60 лет. В диссертации отражены экспериментальные результаты, которые указывают на своеобразие протекания психических процессов самосознания: самопознание, самоосознание, самооценки, самоотношения и саморегуляции, в результате приобретенной во взрослом возрасте слепоты. Установленные особенности компонентов самосознания личности лиц, которые потеряли зрение во взрослом возрасте, связаны с разными факторами, влияющими на жизненную позицию личности. Представленные экспериментальные данные относительно определения жизненной позиции респондентами были проанализированы с целью выяснения детерминант возникновения особенностей самосознания личности. Среди них были определены: функциональное состояние зрения, стаж слепоты, паспортный возраст, гендерная принадлежность, семейное положение; уровень образования, обеспеченность работой. В исследовании описан наиболее типичный и распространенный профиль личности ослепшей во взрослом возрасте: тотально слепой человек (чаще мужчина) с пессимистическим самосознанием, жизненной позицией «инвалид пассивный зависимый», в возрасте от 30 до 40 лет, со средним образованием и стажем слепоты более 5 лет, женат, не работающий. В диссертации раскрыта методика психолого-педагогической работы по индивидуальным программам с лицами, жизненные позиции которых рассматривались нами как нуждающиеся в коррекции. В рамках модели психолого-педагогической коррекции предложены пути коррекции самосознания личности, потерявшей зрение во взрослом возрасте. ua
dc.description.abstract The thesis is devoted to research of psychological characteristics of self-identity of individuals who suffered vision loss in adulthood and determinants influencing development of their identity. The work describes approaches to structuring of the personal self-identity and presents an integrated structure of self-consciousness and its following components – cognitive, emotional, self-esteem and regulatory. Within proposed structure there was built an experimental study of peculiar features in self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood. The thesis presents results of the experiment, indicating specifics in mental processes related to self-identity, self-knowledge self-awareness, self-esteem and self-attitude due to acquired blindness in adulthood. Possible psychological interference on self-identity of individuals with acquired vision loss in adulthood is described in the third section. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject осліплі у дорослому віці ua
dc.subject самосвідомість ua
dc.subject компоненти самосвідомості ua
dc.subject інваліди по зору ua
dc.subject детермінанти впливу ua
dc.subject модель психолого-педагогічної корекції ua
dc.subject ослепшие во взрослом возрасте ua
dc.subject самосознание ua
dc.subject компоненты самосознания ua
dc.subject инвалиды по зрению ua
dc.subject детерминанты влияния ua
dc.subject модель психолого-педагогической коррекции ua
dc.subject individuals who acquired blindness in adulthood ua
dc.subject self-identity ua
dc.subject components of self-identity ua
dc.subject visually impaired person ua
dc.subject impact determinants ua
dc.subject model of psychological and pedagogical interference ua
dc.subject.classification 376.32.013.77-053.8:159.22(043.3) ua
dc.title Вплив втрати зору в дорослому віці на самосвідомість особистості ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу