Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Функціонально-семантичний підхід до навчання лексики української мови учнів 5-7 класів на уроках мовленнєвого розвитку

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Строганова, Ганна Миколаївна
dc.date.accessioned 2016-04-25T09:06:18Z
dc.date.available 2016-04-25T09:06:18Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Строганова, Ганна Миколаївна. Функціонально-семантичний підхід до навчання лексики української мови учнів 5-7 класів на уроках мовленнєвого розвитку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Г. М. Строганова ; керівник роботи Л. М. Паламар ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9965
dc.description.abstract Дисертація присвячена актуальній проблемі реалізації функціонально-семантичного підходу до навчання лексики української мови учнів 5–7 класів основної школи на уроках мовленнєвого розвитку. На основі проаналізованої науково-методичної літератури визначено зміст, ефективні форми, методи, прийоми навчання лексики, систематичне використання яких має сприяти формуванню в учнів умінь свідомо запам’ятовувати нові слова, нові значення уже відомих слів, реконструювати, трансформувати, конструювати мовні одиниці, що сприяє збагаченню мовлення учнів. Запропонована функціональна модель навчання ґрунтується на п’яти основних етапах роботи з формування лексичної компетенції учнів. У реальному навчальному процесі розроблену модель доцільно застосовувати на уроках мовленнєвого розвитку, під час вивчення усіх розділів шкільного курсу української мови. У роботі подано рекомендації до запровадження методичної системи навчання лексики української мови учнів 5–7 класів загальноосвітніх навчальних закладів на функціонально-семантичній основі. ua
dc.description.abstract Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы реализации функционально-семантического подхода к обучению лексике украинского языка учеников 5–7 классов основной школы на уроках речевого развития. В исследовании проанализированы психолого-педагогические, лингвистические и методические аспекты проблемы формирования лексической компетенции на функционально-семантической основе, рассмотрено программно-методическое обеспечение, разработаны критерии оценивания знаний, умений и навыков учеников. Доэкспериментальный срез показал недостаточный уровень формирования лексической компетенции учеников 5–7 классов. Это помогло определить основные положения экспериментального исследования. В диссертации определены цель, задания, исходные положения, содержание экспериментального обучения лексике украинского языка; описаны и обоснованы принципы, формы, методы и приёмы учебной деятельности. В работе нашли отражение вопросы, касающиеся теории и практики формирования речевых умений и навыков, лексической компетенции учеников 5–7 классов. В ходе исследования был обоснован отбор лексики на основе принципов, критериев, которые используются в современной методике обучения украинскому языку. Отбор лексики осуществлялся с использованием критериев многозначности, стилистической безграничности, соответствии психофизиологическим особенностям ученика, частотности употребления лексических единиц, семантической ценности, историко-диалектной дифференциации. Материалом для отбора послужили разножанровые тексты художественного, публицистического, официально-делового и научного стилей. Единицами отбора стали слова и фразеологические единицы. Предложенная функциональная модель обучения лексике украинского языка состоит из пяти основных этапов: І – этап рецептивно-аналитический, ІІ этап – устный имитационно-репродуктивный, ІІІ этап – письменный имитационно-репродуктивный, ІV этап – устный продуктивный, V этап – письменный продуктивный. Реализация речевой содержательной линии школьной программы требует учёта двух ступеней развития речи: подготовительной, которая предусматривает умение воспроизводить готовые речевые единицы, подбирать существующие в языке варианты языковых единиц, и основной – развитие разных видов речевых умений и навыков, формирования коммуникативных умений. Обучение украинской лексике также проходит эти две ступени. Для каждой ступени обучения характерны определённые методы и приёмы. Основным методом стал метод выполнения упражнений. Для формирования лексических умений и навыков уместно использовать комплексные лексико-грамматические, лексико-стилистические, лексико-фонетические и лексико-орфографические упражнения. Лексические упражнения должны сочетаться с упражнениями на определение стиля текста, выделение абзацев, поиск тематических предложений, составление плана рассказа, сравнения, описания, рассказа и размышления, определения основной мысли текста. Наряду с использованием традиционных методов предлагается внедрение интерактивных методов обучения лексике, например: «незаконченные предложения», «совместный проект», «мозговой штурм», «проигрывание сценок» и др. Для оценивания лексической компетенции учеников 5–7 классов была использована 12-бальная шкала. Во время разработки объектов, критериев и норм оценивания за ориентир брались прежде всего программные требования к оценке знаний, умений и навыков учеников общеобразовательной школы. Обучение лексике родного языка является одним из основных заданий преподавания языка в школе, потому что знания семантики слов, умение их употреблять в соответствии со стилем и типом речи позволяет осуществлять коммуникативную деятельность в разных сферах жизни. Именно поэтому развитие речи – перманентный процесс, который длится на протяжении всего курса обучения украинскому языку и реализуется на всех уроках. В ходе экспериментального обучения было доказано, что формирование лексической компетенции должно осуществляться на функционально-семантической основе, в соответствии с которым у учеников должны расшириться знания о семантическом диапазоне и функциональном потенциале лексической единицы, а также навыки употребления слов в устной и письменной речи адекватно стиля, типа и жанра. Организовывать учебный процесс советуем согласно «Рекомендациям к внедрению методической системи обучения лексике украинского языка учеников 5–7 классов общеобразовательных школ на функционально-семантической основе». Анализ результатов послеэкспериментального обучения позволил сделать вывод о том, что предлагаемый подход к обучению лексике украинского языка эффективен. Разработанную и апробированную методику формирования лексической компетенции можно внедрять в практику преподавания родного языка. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the urgent problem of realization of the functional and semantic approach to the study of the Ukrainian vocabulary of pupils of 5–7 forms at the lessons of speech education. On the basis of the analyzed scientific and methodic literature, content, effective forms, methods, ways of vocabulary study, the systematic use of which has to help pupils in formation of remembering new words, new meaning of already known words, to reconstruct, to transform, to construct linguistics units, that substantially will influence on enriching of pupils speech. The system model of studies is based on five basic stages of work, on forming of lexical competence of students. In the real education process the developed method is expedient at apply at the lessons of speech development, on the study of all sections of school course of the Ukrainian language. The paper gives recommendations for the methodical system of studies of the Ukrainian vocabulary of pupils of 5–7 classes of general establishments. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject функціонально-семантичний підхід ua
dc.subject навчання лексики української мови ua
dc.subject мовленнєвий розвиток ua
dc.subject збагачення мовлення ua
dc.subject лексична компетенція ua
dc.subject лексичні уміння та навички ua
dc.subject функционально-семантический подход ua
dc.subject обучение лексике украинского языка ua
dc.subject речевое развитие ua
dc.subject обогащение речи ua
dc.subject лексическая компетенция ua
dc.subject лексические умения и навыки ua
dc.subject functional-semantic approach ua
dc.subject studies of the Ukrainian vocabulary ua
dc.subject speech education ua
dc.subject enriching speech ua
dc.subject exical competencel ua
dc.subject lexical abilities and skills ua
dc.subject.classification 343.05.016:811.161.2'373 ua
dc.title Функціонально-семантичний підхід до навчання лексики української мови учнів 5-7 класів на уроках мовленнєвого розвитку ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics