Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Мозгова, Галина Петрівна
dc.date.accessioned 2016-04-14T09:25:35Z
dc.date.available 2016-04-14T09:25:35Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Мозгова Г. П. Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація : автореферат дис. ... докт. психол. наук : 19.00.04 / Г. П. Мозгова ; наук. консультант: В. М. Синьов, Г. В. Бекетова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 42 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9945
dc.description.abstract Дисертація є мультидисциплінарним дослідженням проблеми психосоматичних захворювань у дітей з порушеннями психофізичного розвитку. Проведено клініко - епідеміологічне дослідження розповсюдженості психосоматичної патології у дітей та підлітків з порушеннями психо-фізичного розвитку в загальномедичній практиці. З’ясовано фактори ризику формування психосоматичної патології, яке дозволило визначити достовірні маркери вірогідності виникнення та подальшого розвитку психосоматичної патології з розробленням математичних моделей. Використання нейрофізіологічної діагностики при скринінг-контролі функціонального стану головного мозку дало змогу виявити клініко – нейрофізіологічні кореляції виникнення психосоматичної патології. Науково обгрунтовано та розроблено програму трьохетапної комплексної медико-психолого-педагогічної реабілітації дітей з порушеннями психофізичного розвитку та психо-соматичною патологією з реалізацією комплексного, індивідуального та мультидисциплінарного підходу до діагностики, лікування та диспансерного нагляду. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация является мультидисциплинарным исследованием проблемы психосоматических заболеваний у детей с нарушениями психофизического развития. Проведено клинико - эпидемиологическое иссследование распостраненности психосоматической патологии у детей и подростков с нарушениями психо-физического развития в общемедицинской практике. В работе выявлены наиболее значимые факторы риска возникновения и дальнейшего развития психосоматических заболеваний, которые приводят к инвалидизации пациентов, их социальной и педагогической дезадаптации. Изучена патогенетическая роль микросоциальных и психогенных факторов в рецидивировании и развитии психосоматической патологии у детей и подростков. Произведен анализ результатов психологического исследования и сделаны выводы о их диагностической ценности. Всего в процесе исследования выявлено семь маркеров способствующих возникновению психосоматической патологии, а именно: высокие уровни личностной и реактивной тревоги (тест Спилбергера-Ханина), низкие показатели самооценки и высокие показатели тревожности и эмоциональной лабильности (тест Р.Кеттела), низкая трудоспособность и высокие показатели отклонения от аутогенной нормы (проективный тест «Добро» и «Зло» с выбором цвета). Определены основные комбинации факторов риска формирования психосоматических заболеваний у детей з нарушениями психофизического развития и создана математическая модель прогнозирования их формирования и прогрессирования. Использование нейрофизиологической диагностики при скрининг - контроле функционального состояния головного мозга дал возможность виявить клинико – нейрофизиологические корреляты возникновения психосоматической патологии. Изучены особенности функционального состояния головного мозга у здоровых детей, у детей с психосоматическими расстройствами и психосоматической патологией. Определено, что для здоровых детей характерен ораганизованый тип ЭЭГ с превалированием нормальных спектрально-топографических показателей соответственно возрастной нормы, которые обеспечивают психологическое здоровье, нормальные адаптационные возможности организма и способность переносить психофизические нагрузки. У детей с психосоматическими расстройствами определен умеренно-дезорганизованый тип ЭЭГ с наличием частично анормальных спектрально-топографических показателей, умеренно измененными показателями функционального состояния головного мозга, что с определенными трудностями может обеспечить психологическую устойчивость в нормальных условиях жизнедеятельности, но без значительных психофизических нагрузок. Для детей с психосоматической патологией характерны определенные особенности функционального состояния головного мозга. Это дезорганизованный тип ЭЭГ с патологическими, деформированными спектрально-топографическими показателями, со значительно измененными патологическими показателями функционального состояния головного мозга, что не может обеспечить психологическую устойчивость в нормальных условиях и при психофизических нагрузках. Разработана программа трехэтапной комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями психофизического развития и психосоматической патологией, с реализацией комплексного, индивидуального и мультидисциплинарного подхода к диагностике, лечению и диспансерному наблюдению. Диагностический этап состоит в проведении комплексного (клинико-эпидемиологического, клинико-психологического и нейрофизиологического) обследования детей и подростков с целью виявления психосоматических заболеваний. Этап ранней реабилитации включает лечение обострения основного заболевания и состоит из медикаментозных средств и индивидуальной психотерапии. Этап позней реабилитации состоит из психолого-педагогических воздействий, направленных на коррекцию личностных особенностей ребёнка и гармонизацию межличностных отношений. Доказана эффективность предложенной реабилитации. uk_UA
dc.description.abstract The dissertation points out actual problems of psychosomatic method in pediatry. The data from pilot stady concerning psycholocial state of the patients with chronical somatic diseases and psycho-physical disorders in comparison with the group of healthy children described. The author makes review and analyzes the features of formation of children’s psychosomatic patology as a result of activity of different risk factors. The authors of this research tried to investigate the state of psychoneurological system of children with psychosomatic patology and psychosomatic disfunction. Having presented the results of examinations and treatment of 194 children with psychosomatic patology. Directions for further studies discussed. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject психосоматична патологія uk_UA
dc.subject порушення психофізичного розвитку uk_UA
dc.subject психологічний стан uk_UA
dc.subject діти uk_UA
dc.subject фактори ризику uk_UA
dc.subject психотерапія uk_UA
dc.subject реабілітація uk_UA
dc.subject психосоматическая патология uk_UA
dc.subject нарушения психофизического развития uk_UA
dc.subject психологический статус uk_UA
dc.subject дети uk_UA
dc.subject факторы риска uk_UA
dc.subject психотерапия uk_UA
dc.subject реабилитация uk_UA
dc.subject psychosomatic patology uk_UA
dc.subject psychosomatic disorders uk_UA
dc.subject psycho-physical disorders uk_UA
dc.subject psycholocial state uk_UA
dc.subject children uk_UA
dc.subject risk factors uk_UA
dc.subject psychotherapy uk_UA
dc.subject rehabilitation uk_UA
dc.subject.classification 616.891.6:613.956 uk_UA
dc.title Психосоматична патологія у дітей із порушеннями психофізичного розвитку та їх медико-психолого-педагогічна реабілітація uk_UA
dc.type Other uk_UA


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics