Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Антропологічні виміри ідеології

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Павленко, Юрій Олексійович
dc.date.accessioned 2016-04-14T09:01:00Z
dc.date.available 2016-04-14T09:01:00Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Павленко Ю. О. Антропологічні виміри ідеології : автореф. дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.04 / Ю. О. Павленко ; керівник роботи В. П. Загороднюк ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 19 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9938
dc.description.abstract У дисертації досліджується роль ідеології в формуванні світовідношення і цілепокладання людини в індивідуальному і колективному аспектах. Наявні дослідження розглядають ідеологію та її антропологічні аспекти в різних проблемних полях, а не як окремий предмет дослідження. Водночас поза увагою залишається комплексний антропологічний аналіз ідеології як феномену людського світовідношення. Дисертаційне дослідження спирається на аналіз антропологічних моментів ідеологічних процесів: інтерпеляції, суб’єктивності, відчуження, ідеологічної маніпуляції, гегемонії, функціонування ідеології в різних полях. Важливе місце в дослідженні займає філософсько-антропологічний аналіз практик деідеологізації і тези про “вічність ідеології”, ставиться питання про можливість ідеологічно нейтральних суспільних практик. В роботі показано, що антропологічна зумовленість ідеології полягає в її залежності від глибинних аспектів людської природи, отже ідеологія становить одну з ключових детермінант людського буття яка постає в результаті взаємодії індивідуального несвідомого, цілепокладання людини та суспільних запитів. uk_UA
dc.description.abstract В диссертации исследуется роль идеологии в формировании мироотношения и целеполагания человека в индивидуальном и коллективном аспектах. Имеющиеся исследования рассматривают идеологию и ее антропологические аспекты в различных проблемных полях, а не как отдельный предмет исследования. Вместе с тем без внимания остается комплексный антропологический анализ идеологии как феномена человеческого мироотношения. Логика политического развития современного общества убедительно демонстрирует тенденцию к росту роли идеологии практически на каждом этапе развертывания политического процесса. В этом смысле двадцатый век вообще может быть назван "веком идеологий", эпохой, дух времени которой определялся столкновением различных, зачастую антагонистичных, идеологических доктрин. Вся политическая история двадцатого столетия пронизана противоборством самых активных и доминирующих в этот век идеологий (либеральной, коммунистической, фашистской), в основу которых положены различные антропологические контексты, системы ценностей и принципиально разные мировоззренческие установки. Несмотря на то что, по мнению некоторых ученых, "век идеологий" подходит к концу, они продолжают играть значительную роль в политической жизни современного общества. Это в полной мере касается и глобальных политических процессов и процессов более локального уровня, где роль идеологических факторов даже возросла. В то же время, идеология в современных обществах не столько находит свое концентрированное выражение в пропагандистском аппарате политических институтов, сколько как бы "растворена" в пространстве СМИ и массовой культуры. В этом контексте идеология диктует взаимосвязь социальных отношений, влияет на конституирование, трансформацию и практическое применение знаний, убеждений, социальных репрезентаций. Диссертационное исследование опирается на анализ антропологических моментов идеологических процессов: интерпелляции, субъективности, отчуждения, идеологической манипуляции, гегемонии, функционирования идеологии в разных полях. Важное место в исследовании занимает философско-антропологический анализ практик деидеологизации и тезисы о "вечности идеологии", ставится вопрос о возможности идеологически нейтральных общественных практик. Обращение к антропологическим факторам идеологии позволило открыть механизмы ее эффективности, которая заключается не в навязывании политически мотивированных идей индивидууму, а в инкорпорации в коллективное "политическое тело" благодаря функции символической идентификации. Деконструкция субъекта новоевропейской философии как основы метафизической очевидности, источника бытия, констатация его фрагментарности, иллюзорности, открытие историчности субъекта и роли символической функции в процессе субъективация, подготовили почву для концепции "субъекту идеологии". Идеология - это отдельная система, с помощью которой люди воспринимают, оценивают, "переживают", представления, сложившиеся в них, относительно реальных условий существования. Причем эта система представлений может состоять из концепций, идей, мифов и образов. Идеология существует постольку, поскольку ее поддерживают отдельные индивидуумы. Поэтому, для того чтобы индивидуумы исповедовали идеологию, она пытается стать определяющим вектором мироотношения. Идеология "действует" или "функционирует" таким образом, что как бы "вербует" субъекты из числа индивидуумов. В контексте общественных полей идеология обуславливает идеологическую очевидность при помощи дискурса и определяет основные направления идеологической детерминации человеческого мироотношения и жизнедеятельности. В то же время, границы идеологической интерпелляции определяются автономностью и креативностью индивидуума в плоскости общественной практики. Политический дискурс относится к особому типу общения, для которого характерна высокая степень манипулирования, и поэтому выявление механизмов политической коммуникации представляется значимым для определения характеристик языка как средства воздействия. Политический дискурс представляет собой знаковую систему, имеет два измерения - реальный и символический, при этом в реальном измерении он понимается как текст в конкретной ситуации политического общения, а его символический измерение включает вербальные и невербальные знаки, которые составляют "возможный мир", ориентированный на обслуживание сфере политической коммуникации. В работе показано, что антропологическая обусловленность идеологии состоит в ее зависимости от глубинных аспектов человеческой природы, следовательно идеология составляет одну из ключевых детерминант человеческого бытия, которая возникает в результате взаимодействия индивидуального бессознательного, целеполагания человека и общественных запросов. uk_UA
dc.description.abstract The dissertation examines the role of ideology in shaping world-view and goal-setting patterns in individual and collective aspects. Existing studies concern ideology and its anthropological aspects in various fields, but not as a separate subject of study. However, a huge complex of anthropological analysis of ideology as a phenomenon of human world-view remains without proper attention. Present work is based on the analysis of ideological processes of anthropological context: interpellation, subjectivity, alienation, ideological manipulation, of hegemony, the functioning of ideology in different fields. Important role in the study plays a philosophical-anthropological analysis of practices of deideologization and discourse focused on the “eternity of ideology”, the question of the possibility of an ideologically neutral public practices. It is shown that the anthropological conditionality of ideology depends on the underlying aspects of human nature, so the ideology is one of the key determinants of human existence which arises from the interaction of the individual unconscious, goal-setting rights and public inquiries. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject ідеологія uk_UA
dc.subject суб’єкт uk_UA
dc.subject метафізична очевидність uk_UA
dc.subject дискурс uk_UA
dc.subject інтерпеляція uk_UA
dc.subject гегемонія uk_UA
dc.subject антигуманізм uk_UA
dc.subject суспільна практика uk_UA
dc.subject габітус uk_UA
dc.subject поле uk_UA
dc.subject идеология uk_UA
dc.subject субъект uk_UA
dc.subject метафизическая очевидность uk_UA
dc.subject интерпелляция uk_UA
dc.subject гегемония uk_UA
dc.subject антигуманизм uk_UA
dc.subject общественная практика uk_UA
dc.subject габитус uk_UA
dc.subject ideology uk_UA
dc.subject subject uk_UA
dc.subject metaphysical certainty uk_UA
dc.subject discourse uk_UA
dc.subject interpellation uk_UA
dc.subject hegemony uk_UA
dc.subject humanism uk_UA
dc.subject social practice uk_UA
dc.subject habitus uk_UA
dc.subject field uk_UA
dc.subject.classification 130.2 304:321 uk_UA
dc.title Антропологічні виміри ідеології uk_UA
dc.type Other uk_UA


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics