Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Ціннісні орієнтації як чинник виникнення та подолання конфліктних форм поведінки в юнацькому віці

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Коберник, Людмила Олександрівна
dc.date.accessioned 2016-04-11T08:09:33Z
dc.date.available 2016-04-11T08:09:33Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Коберник Л. О. Ціннісні орієнтації як чинник виникнення та подолання конфліктних форм поведінки в юнацькому віці : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Л. О. Коберник ; керівник роботи Н. І. Пов'якель ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9788
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню ціннісних орієнтацій як чинника виникнення та подолання конфліктних форм поведінки в юнацькому віці. Уточнено поняття “цінності особистості юнацького віку” та “ціннісні орієнтації особистості юнацького віку”, виявлено механізми формування системи ціннісних орієнтацій у студентів, розкрито зміст категорії “конфліктні форми поведінки”. Розглянуто і систематизовано конфліктні форми поведінки, різні підходи до їх класифікації, виокремлено ціннісні причини виникнення та рівні їх прояву в юнацькому віці. Виявлено специфіку взаємозв’язку ціннісних орієнтацій та конфліктних форм поведінки і на цій основі виділено типи особистостей в залежності від переважаючих ціннісних орієнтацій, визначено характерні особливості особистісних профілів студентів у контексті їхніх конфліктних форм поведінки та ціннісної сфери. Обґрунтовано психологічні чинники та механізми попередження і подолання конфліктних форм поведінки. Розроблено та апробовано програму розвивальної психокорекції конфліктних форм поведінки в юнацькому віці шляхом розвитку ціннісної сфери особистості. uk_UA
dc.description.abstract В контексте исследования конфликтных форм поведения в юношеском возрасте особое внимание было сконцентрировано на исследовании специфики ценностных ориентаций как фактора возникновения и преодоления этих форм поведения. Теоретический анализ проблемы позволяет констатировать то, что ценностные ориентации занимают центральное место в структуре личности и влияют на стиль жизни и поведения человека в конфликтных ситуациях. В диссертации раскрыты понятия “ценности”, “ценностные ориентации”, “конфликт”, “конфликтные формы поведения”; процесс трансформации ценностей в ценностные ориентации, а также механизмы их формирования. Дано описание возможных методов психокоррекции конфликтных форм поведения. В процессе исследования было систематизировано конфликтные формы поведения, выделено разные подходы к их классификации: 1) за субъективными факторами, которые проектируются на окружающих (Н.В.Гришина и др.); 2) за деструктивными объективными стимулами (Л.А.Петровсккая и др.); 3) за особенностями конфликтогенов, которые применяются (Н.И.Повякель и др.); 4) за высполнением социальных ролей (С.А.Деликатный, Ж.Ю.Плотников и др); 5) за стилем поведения (К.Томасс и др.); 6) за формой удовлетворения собственных потребностей и разрешения ситуации (А.Я.Анцупов и др). Во время констатирующего этапа исследования было раскрыто психологические особенности ценностных ориентаций и конфликтных форм поведения в юношеском возрасте, специфику их взаимосвязи и влияние ценностных ориентаций на возникновение и формирование конфликтных форм поведения. Результаты комплексной диагностики ценностных ориентаций позволяют выделить групы ценностей в такой иерархической последовательнности: 1) личностные ценности; 2) индивидуальные ценности; 3) этические ценности; 4) профессиональные ценности; 5) ценности развития и познания. Виделены типы личностей в зависимости от преимущественных ценностных ориентаций. Изучение конфликтных форм поведения свидетельствует о наличии двух основных видов такого поведения: ситуативное и личностное. На основе этого обосновано специфику личностных профилей студентов в контексте их конфликтных форм поведения: устойчивый (несклонный к конфликтным формам поведения) и уязвимый (склонный к конфликтному поведению). Экспериментальное исследование причин возникновения конфликтных форм поведения позволяет констатировать взаимосвязь между личностными профилями (уязвимый/устойчивый), типами личности (“авторитарный”, “эмоционально-нестабильный”, “гуманистический”, “познавательный”, “самоактуализирующий”) и конфликтными формами поведения. Так, устойчивому личностному профилю относятся такие типы личности: гуманистический, познавательный, самоактуализирующий, а уязвимому – авторитарный, эмоционально-нестабильный. Эфективность развивающей и психокоррекционной работы по профилактике и преодолению конфликтных форм поведения студентов проявляется при использовании системы определенных методов, приемов и психотехнологий. Психологическими факторами профилактики и преодоления конфликтных форм поведения выступают: сформированная система ценностных ориентаций, их направленность и реалистичность; знания о конфликте, конфликтных формах поведения, их видах; сформированость положительного личностного опыта в их разрешении и преодолении. Структурированный и апробированный в диссертационном исследовании психодиагностический комплекс и авторская программа психокоррекции преодоления конфликтных форм поведения путем развития личностю ценностных ориентаций, а также приобретение человеком умений и навыков решения разных конфликтных ситуаций могут использоваться преподавателями ВУЗов в процессе подготовки психологов и практических психологов. uk_UA
dc.description.abstract The thesis is devoted to the theoretical and experimental investigation of valuable orientations as a factor of arising and overcoming of conflict behavioral forms in youthful age. The concepts of “values” and “valuable orientations of youthful personality” have been specified, the mechanisms of the development of student valuable system has been revealed, the essence of the category “conflict behavioral forms” has been analyzed. The conflict behavioral forms and different approaches to their classification have been discussed and systematize, the valuable factors of arising and levels of displaying in youthful age have been underlined. Specific relationships between valuable orientations and conflict behavioral forms have been revealed and types of personalities depending on the predominant valuable orientations on their basis have been distinguished, characteristic peculiarities of students personal types in the context of their conflict behavioral forms and valuable sphere have been underlined. Psychological factors and mechanisms of prevention and overcoming of conflict behavioral forms have been proved. The program of developing psychological correction of conflict behavioral forms in youthful age by the way of development of the personal valuable sphere has been treated and approved. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject конфлікт uk_UA
dc.subject конфліктні форми поведінки uk_UA
dc.subject стійкий/уразливий особистісний профіль uk_UA
dc.subject типи осбистості uk_UA
dc.subject цінності uk_UA
dc.subject ціннісні орієнтації uk_UA
dc.subject юнацький вік uk_UA
dc.subject конфликт uk_UA
dc.subject конфликтные формы поведения uk_UA
dc.subject уязвимый/стойкий личностный профиль uk_UA
dc.subject типы личности uk_UA
dc.subject ценности uk_UA
dc.subject ценностные ориентации uk_UA
dc.subject юношеский возраст uk_UA
dc.subject constructive/destructive personal type uk_UA
dc.subject conflict uk_UA
dc.subject conflict behavioral forms uk_UA
dc.subject types of personality uk_UA
dc.subject values uk_UA
dc.subject valuable orientation uk_UA
dc.subject youthful age uk_UA
dc.subject.classification 159.9.07:37.034 uk_UA
dc.title Ціннісні орієнтації як чинник виникнення та подолання конфліктних форм поведінки в юнацькому віці uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу