Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психолого-педагогічні основи комплексної корекції мовленнєвого розвитку дітей з ринолалією

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Конопляста, Світлана Юріївна
dc.date.accessioned 2016-04-08T13:23:45Z
dc.date.available 2016-04-08T13:23:45Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Конопляста С. Ю. Психолого-педагогічні основи комплексної корекції мовленнєвого розвитку дітей з ринолалією : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.03 / С. Ю. Конопляста ; керівник роботи: М. К. Шеремет, Л. В. Харьков ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 46 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9780
dc.description.abstract Дисертацію присвячено проблемі мовленнєвого розвитку дітей із вродженими незрощеннями губи та піднебіння (далі – ВНГП). Розроблено концепцію психомовленнєвого розвитку дітей із ВНГП та практично її реалізовано у системі багатопрофільної комплексної медико-психолого-логопедичної діагностики та корекції порушень психомовленнєвого розвитку даної категорії дітей. У дослідженні здійснено теоретико-методологічний, історичний та емпіричний аналіз проблеми у клініко-психолого-педагогічному руслі та викладено його результати. Розкрито стратегію і тактику експериментального дослідження мовленнєвого та психічного розвитку дітей із ВНГП та визначено його концептуальні засади. Реалізовано багатопрофільну діагностичну модель та методику клініко-психолого-педагогічного вивчення дітей із ВНГП від народження до 18 років. Розроблено, змістовно забезпечено та практично апробовано авторську систему багатопрофільної, неперервної, комплексної психолого-педагогічної корекції психомовленнєвого розвитку дітей із ВНГП від народження до повноліття. Експериментально доведено доцільність, ефективність та науково-практичну значущість результатів дисертаційного дослідження. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме речевого развития детей с врожденными несращениями губы и неба (дальше – ВНГН). Ключевые выводы междисциплинарного системного анализа и обобщения в научно-теоретической и эмпирической плоскостях раскрыли актуальность проблемы, которая обоснована стойкой тенденцией к увеличению рождаемости детей с ВНГН; отсутствием современных мониторинговых комплексных исследований речевого и психического развития детей с ВНГН в Украине, включая ранний возраст; существующей практикой одновекторного подхода к преодолению ринолалии; общим низким уровнем эффективности логопедической коррекции; недостаточностью логопсихологического сопровождения семьи; необходимостью разработки многопрофильной, комплексной системы коррекции психоречевого развития детей с ВНГН от рождения до 18 лет. Целью исследования является разработка концепции речевого развития детей с ВНГН и ее практическая реализация в системе дифференцированной медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений психоречевого развития детей данной категории. В диссертации представлен системный теоретико-методологический, исторический и эмпирический анализ проблемы в клинико-психолого-педагогическом аспектах, раскрыты медицинские, педагогические и социально-психологические предпосылки становления научных взглядов на физическое, психическое и речевое развитие детей с ВНГН. Разработана, апробирована и внедрена система многопрофильного коррекционного воздействия на психоречевое развитие детей с ВНГН, состоящая из двух фундаментальных блоков – диагностико-дифференциального и коррекционно-развивающего. Система основана на мультиаксиальном, междисциплинарном подходе и интеграции всех звеньев сопровождения ребенка с ВНГН в учреждениях здравоохранения и образования совместно с семьей от рождения до 18 лет. Стратегия констатирующего этапа исследования предусматривала соотнесение уровней развития функциональной системы языка и речи (ФСЯР) с уровнями сформированности базовых составляющих психического развития. В диссертации детально описан алгоритм лингвопедагогического исследования и разработана комплексная диагностическая модель многовекторного изучения психоречевого развития детей с ВНГН. В исследовании представлены многоаспектные данные о речевом развитии детей с ВНГН, начиная с раннего возраста, что позволило систематизировать симптомы нарушений ФСЯР и выйти на соответствующие синдромы. Определены варианты речевого и психического дизонтогенеза у детей с ВНГН, что дало основания обосновать типологию психоречевого дизонтогенеза. Установлено, что дети с ВНГН имеют более сложные механизмы нарушения речевой и психической деятельности, чем традиционно считалось в логопедии. Нарушения базовых составляющих фонологической подсистемы функциональной системы языка и речи, подсистем регуляции и программирования речевых актов в период интенсивного развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии речи в дальнейшем. Авторская концепция реализации многопрофильной системы комплексной коррекции нарушений психоречевого развития детей с ВНГН от рождения до 18 лет базировалась с учетом агрегированных результатов системного анализа сложной структуры речевого дефекта, психического статуса ребенка, а также их взаимовлияния. Приоритетными в разработанной коррекционной системе были диагностическое, лечебно-восстановительное, психолого-педагогическое, семейное направления. Доказана целесообразность перенесения основного содержания коррекционной технологии на ранний и дошкольный возраст, аргументируя ранними сроками хирургического вмешательства, обеспечивающими анатомо-физиологические условия для нормативного развития речи. Модульный принцип построения системы обеспечивает ее мобильность, полифункциональность и результативность. Полученные в результате экспериментального исследования данные о высоких показателях динамического роста уровней психоречевого развития доказали эффективность коррекционной системы. uk_UA
dc.description.abstract The thesis deals with the problem of speech development of children with cleft lip and palate (CLP). Key lines of interdisciplinary systems analysis and synthesis of scientific-theoretical and empirical planes revealed the urgency of the problem which proved resistant tendency to increase fertility children with CLP; lack of modern monitoring integrated studies of verbal and mental development of children with CLP in Ukraine including early age; current practice unidirectional approach to overcome the rhinolalia without regard to timing of surgical treatment, the anatomical structure of the defect, the child's age; common low level of efficiency logopedic correction; deficiency logo and psychological support of family; need to develop a multidisciplinary, integrated system of correction of the speech and psychological development of children with CLP from birth to 18 years. Strategy ascertaining phase of the study included the correlation of levels of development of functional systems and speech with the levels of formation of the basic components of mental development. In this thesis a detailed description of the algorithm linguistic-pedagogical research and developed a comprehensive diagnostic model for studying the multivector of the speech and psychological development of children with CLP. The study presents data on the multidimensional speech development of children with CLP from an early age to allowing systematic violations of the symptoms of development of functional systems and speech and go to the corresponding syndromes. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject вроджене незрощення губи та піднебіння uk_UA
dc.subject структура дефекту uk_UA
dc.subject етапи лікування uk_UA
dc.subject онтогенез мовлення uk_UA
dc.subject вікова періодизація uk_UA
dc.subject механізми порушення uk_UA
dc.subject мультидисциплінарне дослідження uk_UA
dc.subject комплексний підхід uk_UA
dc.subject функціональна система мови та мовлення uk_UA
dc.subject базові складові психічного розвитку uk_UA
dc.subject дизонтогенез uk_UA
dc.subject типологія uk_UA
dc.subject діагностична модель uk_UA
dc.subject орекційно-розвивальні програми uk_UA
dc.subject врожденные несращения губы и неба uk_UA
dc.subject структура дефекта uk_UA
dc.subject этапы лечения uk_UA
dc.subject онтогенез речи uk_UA
dc.subject возрастная периодизация uk_UA
dc.subject особенности, механизмы нарушения uk_UA
dc.subject мультидисциплинарное исследование uk_UA
dc.subject комплексный подход uk_UA
dc.subject функциональная система языка и речи uk_UA
dc.subject психическое развитие uk_UA
dc.subject дизонтогенез uk_UA
dc.subject типология uk_UA
dc.subject диагностическая модель uk_UA
dc.subject коррекционно-развивающие программы uk_UA
dc.subject children with cleft lip and palate uk_UA
dc.subject interdisciplinary systems analysis uk_UA
dc.subject development uk_UA
dc.subject logopedic correction uk_UA
dc.subject differentiated medical-psychological-pedagogical diagnostics uk_UA
dc.subject socio-psychological prerequisites uk_UA
dc.subject algorithm uk_UA
dc.subject diagnostic model uk_UA
dc.subject.classification 376.36(043.3) uk_UA
dc.title Психолого-педагогічні основи комплексної корекції мовленнєвого розвитку дітей з ринолалією uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу