Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Диференційоване програмування розвитку рухових здібностей дівчат початкової школи з урахуванням соматотипу

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Кротов, Геннадій Валентинович
dc.date.accessioned 2016-04-06T12:46:23Z
dc.date.available 2016-04-06T12:46:23Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Кротов Г. В. Диференційоване програмування розвитку рухових здібностей дівчат початкової школи з урахуванням соматотипу : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. В. Кротов ; наук. керівник В. Г. Арефьєв ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 21 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9775
dc.description.abstract Дисертація присвячена актуальній проблемі теорії та методики навчання – диференціації форм, засобів і методів фізичної культури. Виявлено особливості вікового формування основних рухових (фізичних) здібностей дівчаток початкової школи відповідно до їхнього соматичного типу конституції (соматотипу), що є підґрунтям для розробки диференційованого, з урахуванням соматотипу, фізичного виховання досліджуваного контингенту учнів. Визначено структуру рухових здібностей дівчаток 7-10 років у кожному віці, обумовлену соматотипологічними розбіжностями школярок. Це дало можливість виявити часові співвідношення провідних факторів, необхідних для програмування диференційованого розвитку рухових здібностей дівчаток. Виявлено вікові особливості сумарної й парної взаємодії показників соматотипу та показників рухових здібностей школярок 7-10 років, що дало можливість розробити диференційовані нормативи їх фізичної підготовленості. Удосконалено технологію визначення соматотипу дівчаток початкової школи варіантом кількісної оцінки компонентів маси тіла. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация посвящена актуальной проблеме обучения – дифференциации форм, средств и методов физической культуры. Развитие двигательных (физических) способностей школьников, в том числе и у девочек начальной школы, является залогом их здоровья. Поэтому исследования путей, которые учитывают индивидуальнотипологические особенности учеников и на этой основе программирование развития их двигательных способностей, имеет важное теоретическое и практическое значение. Определен алгоритм дифференцированного программирования развития двигательных способностей девочек младшей школы с учетом соматотипологических различий. Выявлены возрастные особенности формирования основных двигательных способностей девочек начальной школы в соответствии с их соматическим типом конституции (соматотипом), что является основой для разработки дифференцированного, с учетом соматотипа, физического воспитания исследуемого контингента учащихся. Выбор соматотипа как критерия дифференциации девочек 7-10 лет объясняется его генетической обусловленностью и реальной возможностью внедрения на уроках физической культуры. Анализ соматотипологического состояния девочек начальной школы свидетельствует о том, что наиболее распространенными среди них являются мышечный (41-45%) и торакальный (28-45%) соматотипы, 7-12% девочек во всех возрастных группах имеют смешанный соматотип. Присутствие дигестивного типа только в 10 лет (8%) становится статистически весомым, а удельный вес девочек астеноидного типа телосложения составляет 2-3%. Определена структура двигательных способностей девочек 7-10 лет в каждом возрасте, обусловленная соматотипологическими особенностями школьниц. Это дало возможность обозначить часовые соотношения ведущих факторов, необходимых для программирования дифференцированного развития двигательных способностей девочек. Выявлены возрастные особенности суммарного и парного взаимодействия показателей соматотипа и показателей двигательных способностей школьниц 7-10 лет, что дало возможность разработать дифференцированные, должные нормативы их физической подготовленности. В отличие от школьной четырехуровневой оценки физических достижений (начальный, средний, достаточный, высокий) должная норма, как достаточный уровень, одна, но различная для школьниц разного телосложения. Сравнение должных и средневозрастных норм демонстрирует объективный перевес дифференцированного оценивания физической подготовленности девочек младших классов. Так, в 21 сопоставлении норм, обусловленных соматотипом, и средневозрастных норм у девочек второго класса только две с средними значениями являются адекватными физическим возможностям данных школьниц. Исходя из результатов исследования парных корреляционных связей между показателями двигательных способностей и компонентами, которые определяют соматотипологическую принадлежность, можно заключить, что в каждом возрасте и в каждом соматотипе, которые исследовались, есть один или два компонента, наиболее влияющих на проявление двигательных способностей. Определена возрастная динамика состояния физического здоровья девочек 710 лет разных соматотипов, которая подтверждает определенное взаимодействие между уровнем физического здоровья и особенностями структуры телосложения исследуемых. Определен диапазон пульсового режима во время нагрузок на уроках физической культуры в 130-150 уд/мин, который обуславливает оздоровительное влияние на организм девочек начальной школы. Усовершенствована технология определения соматотипа девочек начальной школы вариантом количественной оценки компонентов массы тела. Стандартные подходы к физическому воспитанию школьников не дают желаемых результатов в улучшении уровня физического здоровья и не благоприятствуют повышению заинтересованности к занятиям физической культурой. Дифференцированный подход к планированию и оценке развития двигательных способностей у девочек младшей школы с учетом особенностей соматотипа существенно повышает: а) уровень физического здоровья; б) интерес и мотивацию к занятиям физическими упражнениями; в) результативность и учебные достижения на уроках физической культуры. uk_UA
dc.description.abstract Master’s thesis devoted to the uptodate problem of theory and methods of studing, to form, facilities and mеthods differentiation of physical culture. There was revealed the pecularity of aged formation of main motional (physical) abilities in girls of Primary school, according to their somatical type of physique, which is going to be the substratum for development the defferential physical training of researched pupil’s contingent. There was determined the structure of motional abilities of girls with age from 7 to 10 in every year, conditioned by divegence of girls somatic type. It has given the possibility to reveal time correlation of main factors, which are necessary for programmation of differential development of girl’s motional abilities. There was revealed aged pecularity of total and pair interaction of somatic type indicators and indicators of motional abilities of school girls aged from 7 to 10, which has given the possibility to develop the differential standards of their physical preparation. There was improved the technology for determination the somatic type of girls from primary school by variant of cordinal valuing the components of body weight. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject програмування uk_UA
dc.subject рухові здібності uk_UA
dc.subject дівчатка початкової школи uk_UA
dc.subject соматотип uk_UA
dc.subject программирование uk_UA
dc.subject двигательные способности uk_UA
dc.subject девочки начальной школы uk_UA
dc.subject programation uk_UA
dc.subject motional abilities uk_UA
dc.subject girls of primary school uk_UA
dc.subject somatic type uk_UA
dc.subject.classification 373.3.037:796-055.25(043.3) uk_UA
dc.title Диференційоване програмування розвитку рухових здібностей дівчат початкової школи з урахуванням соматотипу uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу