ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Гурняк, Ірина Анатоліївна | |
dc.date.accessioned | 2016-03-31T10:56:15Z | |
dc.date.available | 2016-03-31T10:56:15Z | |
dc.date.issued | 2010 | |
dc.identifier.citation | Гурняк І. А. Компетентнісний підхід до формування поняття "хімічне явище" в учнів основної школи : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / І. А. Гурняк ; керівник роботи Н. Н. Чайченко ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. | uk_UA |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9760 | |
dc.description.abstract | У дисертації представлено методичну систему реалізації компетентнісного підходу до формування поняття «хімічне явище» в учнів основної школи, елементами якої виступають: практична спрямованість мети уроку; доповнення змістової та процесуальної мотивації функціональною; втілення у змісті освіти принципів функціональності, ситуативності, проблемності, опори на життєвий досвід, використання гуманістичного потенціалу навчального предмета; пріоритетна роль практичних методів навчання, методів застосування знань і вмінь; збільшення часу уроку, який відводиться на самостійну роботу учнів щодо засвоєння та застосування знань. Засобами набуття та діагностування компетентності виступають практично орієнтовані завдання, в яких навчальний матеріал пов’язується з повсякденним життям людини та розв’язання яких вимагає застосування тих же узагальнених способів діяльності, що й вирішення життєвих ситуацій і проблем. | uk_UA |
dc.description.abstract | В диссертации представлена целостная методическая система реализации компетентностного подхода к формированию понятия «химическое явление» у учеников основной школы. Компетентностный подход к формированию понятий предусматривает направленность процесса обучения на обеспечение возможности учащихся использовать научное понятие для объяснения процессов и явлений окружающего мира, эффективного решения жизненных ситуаций, практических проблем. Установлено, чтобы стать основой формирования компетентности, научное понятие должно быть осознанным, системным, действенным, функциональным, способным к развитию, связанным с жизнью. Обеспечение названных требований к усвоению научных понятий достигается формированием понятий на основе их функций, в связи с конкретными условиями их проявления, в ходе практической деятельности; развитием и корректированием понятий в процессе их практического применения. Эффективность реализации компетентностного подхода к формированию понятия «химическое явление» связываем со следующими особенностями данного понятия: - местом в системе научных знаний, обеспечивающим широкие возможности интеграции данного понятия с другими научными понятиями; - квазиэмпирическим характером по способу формирования, поскольку именно для квазиэмпирических знаний характерно такое соотношение конкретного и абстрактного, которое является оптимальным для их внедрения в практику; - возможностью использования данного понятия в различных сферах жизнедеятельности человека. Внедрение экспериментальной методики реализации компетентностного подхода к формированию понятия «химическое явление» предусматривает трансформацию всех составляющих процесса обучения. Элементами разработанной методической системы являются следующие: - практически направленная цель урока, конкретизированная в целевых заданиях, отображающих основные аспекты химической компетентности: объяснительно-аналитический, прогностический, проектировочный, опытно-экспериментальный, практически-результативный, ценностно-ориентировочный; общепредметной и ключевых компетентностей; - расширение и усиление мотивации учебной деятельности, дополнение содержательной и процессуальной мотивации новым типом мотивации – функциональной, которая предусматривает осознание школьниками недостаточности собственных знаний и умений для решения актуальных жизненных ситуаций и проблем; - реализация в содержании принципов функциональности, проблемности, ситуативности, опоры на жизненный опыт, использования гуманистического потенциала учебного предмета; - увеличение времени урока, которое отводится на самостоятельную работу учеников по усвоению и применению знаний; - приоритетное значение практических методов обучения, методов применения знаний и умений, высокий уровень самостоятельности учеников, который реализуется в частично-поисковых и исследовательских методах, использование групповых и интерактивных методов обучения. Результатом внедрения методической системы является формирование у школьников предметной компетентности по химии, общепредметной и ключевых компетентностей. Основными уровнями формирования компетентности, рассматривающимися в рамках данного исследования, выступают: элементарная химическая грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Как средство формирования и диагностирования компетентности в разработанной методике используются практически ориентированные задания, в которых учебный материал связывается с повседневной жизнью человека и решение которых предусматривает использование тех же обобщенных способов действий, что и решение жизненных ситуаций и проблем. Особенностями практически ориентированных заданий, сближающими их с жизненными, выступают: использование в условии неполных, избыточных, недостоверных данных; ситуативность; межпредметный, практически результативный, дивергентный характер заданий; наличие нескольких правильных ответов. По результатам педагогического эксперимента сделан вывод о положительном влиянии разработанной методики на полноту усвоения учащимися основных характеристик понятия «химическое явление», способность оперировать им при решении практически ориентированных заданий. С внедрением компетентностного подхода к формированию научных понятий связывается снижение формализма знаний школьников, усиление у них внутренней мотивации изучения химии. | uk_UA |
dc.description.abstract | The dissertation represents the methodical system of realization of competence approach to forming the concept “chemical phenomenon” at the pupils of elementary school. The elements of given methodical system are: the practical direction of the lesson’s aim; the addition of profound and processual motivation to functional motivation; using in the contest of education the principles of situation, problem statement and support based on life experience, using humanistic potential in studying the subject; increasing the practical methods of learning, methods of search and skills use; increasing the lesson’s time for self-education and tests on using received knowledge. The means of gaining the competence in limits of given methodical system are: practically oriented study tasks where the material is connected with everyday life, applying the generalization of methods of activity and solving life’s situations and problems. | uk_UA |
dc.language.iso | uk | uk_UA |
dc.publisher | Видавництво Сумського державного педагогічного університету імені А.С. Макаренка | uk_UA |
dc.subject | компетентнісний підхід | uk_UA |
dc.subject | поняття «хімічне явище» | uk_UA |
dc.subject | методична система | uk_UA |
dc.subject | практично орієнтовані завдання з хімії | uk_UA |
dc.subject | компетентностный подход | uk_UA |
dc.subject | понятие «химическое явление» | uk_UA |
dc.subject | методическая система | uk_UA |
dc.subject | практически ориентированные задания | uk_UA |
dc.subject | competence approach | uk_UA |
dc.subject | concept “chemical phenomenon” | uk_UA |
dc.subject | methodical system | uk_UA |
dc.subject | practically oriented study tasks | uk_UA |
dc.subject.classification | 371.214.46:54(072) | uk_UA |
dc.title | Компетентнісний підхід до формування поняття "хімічне явище" в учнів основної школи | uk_UA |
dc.type | Other | uk_UA |