ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Довбня, Петро Іванович | |
dc.date.accessioned | 2016-03-29T08:56:16Z | |
dc.date.available | 2016-03-29T08:56:16Z | |
dc.date.issued | 2010 | |
dc.identifier.citation | Довбня П. І. Становлення і розвиток Київської науково-математичної школи: педагогічний аспект (кінець ХІХ - початок ХХ ст.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / П. І. Довбня ; керівник роботи І. І. Доброскок ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Переяслав-Хмельницький, 2010. - 20 с. | uk_UA |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9743 | |
dc.description.abstract | У дисертації здійснено комплексне дослідження процесу становлення та розвитку Київської науково-математичної школи кінця ХІХ – початку ХХ ст., її педагогічної системи та технології навчання. Значну увагу приділено аналізу системи математичної освіти, стану математичної науки у вітчизняних університетах досліджуваного періоду, їх взаємозв’язку і взаємовпливу. Проаналізовано історичні, соціально-економічні й педагогічні передумови виникнення, встановлено динаміку розвитку досліджуваної науково-математичної школи. Показано особливості педагогічної системи науково-алгебраїчної школи Д.О.Граве, висвітлено досягнення і безпосередній внесок учнів цієї наукової школи в розвиток вітчизняної математичної освіти та науки. Узагальнено і схарактеризовано умови успішної підготовки молодого дослідника в науково-математичній школі, запропоновано критерії ідентифікації науково-математичних шкіл, окреслено напрями творчого осмислення та використання у практиці сучасної школи результатів дослідження. Розроблено новий навчальний курс «Вітчизняні науково-математичні школи і математична освіта (1804-1917)» для майбутніх педагогів-математиків. | uk_UA |
dc.description.abstract | В работе представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы, которое проявляется в раскрытии генезиса феномена Киевской научно-математической школы конца XIX – начала ХХ вв., её педагогической системы и технологии обучения. Значительное внимание в работе уделено анализу системы математического образования, состоянию математической науки в отечественных университетах исследуемого периода, их взаимосвязи и взаимовлиянию. Под термином «научно-математическая школа» подразумевается созданная известным ученым или группой ученых интеллектуальная неформальная группа высококвалифицированных исследователей в отрасли математики, продуцировавших такие научные идеи, которые выделяли ее из множества других аналогичных объединений и значительно повлияли на последующее развитие математической науки. В формировании Киевской научно-математической школы начала ХХ в. чрезвычайную роль сыграл профессор Киевского университета Св. Владимира, ученый с мировым именем, один из основателей Украинской Академии наук (УАН) и украинской высшей школы Дмитрий Александрович Граве (1863-1939). Доказано, что возникновение Киевской научно-математической школы обусловлено социально-экономическими, культурно-историческими преобразованиями, уровнем математического образования и профессиональной подготовки студентов, развития научной мысли в исследуемый период, а также личностными качествами основателя научной школы Д.А.Граве. Особое внимание в диссертации уделяется систематизации современных знаний о научной школе, освещению жизнеописания основателя Киевской научно-математической школы начала ХХ в. профессора Д.О.Граве, его личностных качеств, исследованию педагогической системы и технологии подготовки ученым творческой личности. С целью объективного определения основных функций, принципов деятельности и критериев идентификации университетской научно-математической школы осуществлён сравнительный анализ неформального творческого коллектива Д.А.Граве с соответствующими коллективами Н.Н.Лузина (Москва) и П.Л.Чебышева (Санкт-Петербург). В работе показаны базис, структура, основные функции и признаки научно-математической школы профессора Д.А.Граве; указаны принципы эффективной подготовки учёным творческой личности, отличия педагогической системы научной школы от традиционных педагогических систем. Обобщение результатов историко-педагогического научного исследования, анализ широкой источниковедческой базы дает возможность сделать выводы, что жизнеспособность и возможность развития школы обеспечивались своеобразным сочетанием традиций, новаторства и личности ученика. Рассмотрены причины распада знаменитой алгебраической школы Д.О.Граве, проанализирована научно-педагогическая деятельность трех поколений ее последователей. Проведенное исследование позволило определить периоды развития физико-математического факультета Киевского университета Св. Владимира: первый период – период комментирования (1834-1852), второй – период компилирования (1852-1870), третий – период роста (1870-1890), четвертый – период расцвета (1890-1916). Исследуемая научно-алгебраическая школа под руководством Д.А.Граве формировалась в период расцвета физико-математического факультета Киевского университета и имела следующие фазы развития: фаза становления и формирования (1890-1911), фаза триумфа и расцвета (1912-1916), фаза разрушения и упадка (1917-1955), фаза возрождения (1956 – до настоящего времени). Установлено, что значение Киевской научно-математической школы находится в экспоненциальной зависимости как в росте количества научных потомков, воплощении инноваций в процесс развития математического образования, учебных и научных подразделений, так и в плане получения научных результатов. Указаны направления усиления научной составляющей современного высшего учебного заведения, предложены критерии идентификации научно-математических школ. В исследовании предлагается учебная программа курса «Отечественные научно-математические школы и математическое образование (1804-1917)», главной задачей которого является формирование педагогической культуры, математического мировоззрения и чувства национальной гордости студентов за научные достижения отечественных ученых, повышение их интереса к изучению математических дисциплин. Основные результаты исследования могут быть использованы научными работниками и педагогами с целью выполнения теоретических и практических заданий педагогики научной школы, математического образования на современном этапе развития высшей школы в Украине, возрождения величественной истории отечественной науки, а также в процессе изучения педагогики высшей школы, методики обучения математики, истории математики. | uk_UA |
dc.description.abstract | Complex research of genesis of Kiev scientific mathematical school in the end of XIX - XX centuries and its pedagogical system are carried out in the dissertation. Historical, social and economic, pedagogical pre-conditions of origin of the scientific mathematical school under proof are analyzed, its dynamics of development are set in the research. The features of the pedagogical system of scientific algebra school of D.O.Grave are shown; achievement and contribution of students to this scientific school are reflected in the development of native mathematical education and science. The conditions of successful preparation of young researcher at scientific mathematical school are generalized and characterized, the criteria of identification of scientific mathematical schools are offered, directions of creative comprehension and use in practice in modern school of research results are drawn. A new educational course is developed “Native scientific mathematical schools and mathematical education (1804-1917)” for future teachers-mathematicians. | uk_UA |
dc.language.iso | uk | uk_UA |
dc.publisher | Видавництво ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди» | uk_UA |
dc.subject | наукова школа | uk_UA |
dc.subject | науково-дослідна робота | uk_UA |
dc.subject | фази розвитку | uk_UA |
dc.subject | математика | uk_UA |
dc.subject | педагогічна система | uk_UA |
dc.subject | педагогічна діяльність | uk_UA |
dc.subject | научная школа | uk_UA |
dc.subject | научно-исследовательская работа | uk_UA |
dc.subject | фазы развития | uk_UA |
dc.subject | педагогическая система | uk_UA |
dc.subject | педагогическая деятельность | uk_UA |
dc.subject | scientific school | uk_UA |
dc.subject | research work | uk_UA |
dc.subject | phases of development | uk_UA |
dc.subject | mathematics | uk_UA |
dc.subject | pedagogical system | uk_UA |
dc.subject | pedagogical activity | uk_UA |
dc.subject.classification | 51(477-25) “18/19” | uk_UA |
dc.title | Становлення і розвиток Київської науково-математичної школи: педагогічний аспект (кінець ХІХ - початок ХХ ст.) | uk_UA |
dc.type | Other | uk_UA |