Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора філологічних наук за
спеціальностями 10.02.02 – російська мова, 10.02.15 – загальне мовознавство. –
Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Міністерство
освіти і науки України, Київ, 2015.
У дисертації запропоновано новий підхід до вивчення функціональної системи
вербально-комунікативної діяльності крізь призму компетентнісного підходу;
сконструйовано ментально-мовно-дискурсивну модель вербально-комунікативної
діяльності, яка є функціональною системою відкритого типу; представлено
структуру комунікативної компетенції як бази даних трьох типів кластерів:
пресуппозиційної компетенції, лінгвістичної компетенції, діяльнісної компетенції,
що є необхідними для реалізації вербальної комунікації. Скласифіковано якісні та
кількісні параметри змісту комунікативної компетентності мовної особистості, а
також на основі елементів методу контент-аналізу Г. Лассвелла здійснено
вимірювання (моніторинг) рівнів її сформованості для забезпечення успішності
перебігу вербальної комунікації; доведено, що теоретична модель функціональної
системи вербально-комунікативної діяльності та структура комунікативної
компетенції є універсальними для носіїв будь-яких мов.
Thesis submitted for a Doctor’s Degree in Philology, Specialties 10.02.02 – Russian
Language, 10.02.15 – General Linguistics. – National Pedagogical Dragomanov
University, Ministry of Science and Education of Ukraine, Kiev, 2015.
The thesis suggests a new approach to the study of functional system of verbal and
communicative activities through the competence approach. Being the open functional
system, the mental-linguistic-discursive model of verbal and communicative activities has
been constructed. The structure of communicative competence has been presented as
databases of the following three types of clusters: presuppositional, linguistic and
performance competences that are necessary for the of verbal communication realization.
The qualitative and quantitative parameters of the content of communicative
competence of linguistic identity have been classified and the levels of its formation for
success verbal communication have been measured due to the elements of content analysis
method conducted by G. Lasswell. The level of achieving the desired perlocutionary effect
(language code decoding by a reader) has been revealed in the process of verbal and
communicative activities of the protagonists of prose and the authors of poetry. The
theoretical model of a functional system of verbal and communicative activities and the
structure of communicative competence have been proved to be universal for native
speakers of any language.
Диссертация на соискание научной степени доктора филологических наук по
специальностям 10.02.02 – русский язык, 10.02.15 – общее языкознание. –
Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев, 2015.
В диссертации предложен новый подход к изучению функциональной
системы вербально-коммуникативной деятельности сквозь призму
компетентностного подхода; сконструирована ментально-языковая дискурсивная
модель вербально-коммуникативной деятельности, представляющая собой
функциональную систему открытого типа. ВКД является стратегической
программой, которая либо спланирована искусственно, либо пассивно выполняется
коммуникантом на протяжении всей его жизни.
Ключевым этапом ВКД как функциональной системы, определяющим
развитие поведения коммуниканта, является выявление целей поведения. Речевое
поведение определено как сочетание выбора программы действий на уровне тактик
и форм действия, адекватных преследуемым целям каждого уровня прагматических
условий осуществления ВКД.
Стратегические и тактические программы ВКД разворачиваются циклически.
В процессе реализации программы действий/действия могут осуществляться два
типа когнитивных операций: (а) собственно реализация плановых
действий/операций и (б) их коррекция с использованием обратного механизма.
Базой знаний и умений ВКД является коммуникативная компетенция –
совокупность доведённых до автоматизма лингвистических и
экстралингвистических знако-речевых знаний и умений производить в процессе
реализации речевой деятельности (речевого поведения) действия с этими знаниями
– в виде понимания воспринимаемого и/или порождения пригодного для понимания
устного или письменного текста для достижения перлокутивных целей. КК
включает в себя три кластера данных: пресуппозиционную компетенцию,
лингвистическую компетенцию, деятельностную компетенцию.
Пресуппозиционная компетенция – это совокупность знаний об окружающем
мире и умений производить с этими знаниями когнитивные действия обработки
информации с целью извлечения ее из дискурса или порождения в дискурсе.
Лингвистическая компетенция – это совокупность знаний лингвистического
характера и умений производить с этими знаниями когнитивные действия с целью
порождения или вычленения смысло- и формообразующих кодов дискурса.
Деятельностная компетенция – это совокупность знаний о действиях и
перечень самих действий, которые производятся во время того или иного вида
речевой деятельности, и умений производить эти действия с целью рецепции
материализованных кодов дискурса или их продуцирование (материализация).
Предложенная ФСВКД позволяет объединить в рамках коммуникативистики
существующие на сегодня многочисленные лингвистические исследования
локализованного характера. В результате процесс ВКД видится как целостный,
определённым образом структурированный феномен, что, в свою очередь, даёт
возможность, с одной стороны, рассматривать практически любой вид ВК в виде своего рода схемы дискурс-анализа, а с другой, – создаёт основу для качественно
нового метода функционального дискурс-анализа.
Помимо этого, модель ФСВКД может способствовать дальнейшему развитию
теории ВК, что, в частности, найдёт отражение в существенном расширении
диапазона подходов к рассмотрению содержания и методов исследования дискурс-
анализа (как рецептивного вида ВКД), которые позволят максимально учитывать
как своеобразие анализируемого материала, так и особенности протекания процесса
ВКД в различных коммуникативных ситуациях.
Представленное в исследовании осмысление КК (предложенное понимание
структуры и содержание этого феномена) успешно может быть использовано при
решении разнообразных проблем, связанных с определением содержания обучения
как иностранным, так и родному языкам, и, соответственно, для создания
качественных стандартов обучения по этим предметам, учитывающих различные
цели и уровни владения языком, которые имеют место при реализации процесса
обучения.