Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Шаровська, Ніна Борисівна
dc.date.accessioned 2015-11-17T13:06:32Z
dc.date.available 2015-11-17T13:06:32Z
dc.date.issued 2015-11
dc.identifier.citation Шаровська, Ніна Борисівна. Естетизм як духовно-світоглядний феномен : автореферат дис. … канд. філософ. наук : 09.00.08 / Н. Б. Шаровська ; наук. кер. Ю. В. Юхимик ; М-во освіти і науки України ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – К., 2015. – 22 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/8500
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.08 – естетика. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2015. Дисертація присвячена дослідженню естетизму як транскультурної універсалії духовно-творчого існування людини. Доведено, що естетизм світовідношення людини є передумовою її сутнісного самоствердження у світі, розкриваючись як універсально-цілісний тип духовності й модель культуротворчості. Проаналізовано специфіку духовного та культуротворчого потенціалу естетизму в класичній і некласичній світоглядних парадигмах та особливості втілення цього феномену на особистісному рівні самоорганізації людського «Я». Доведено, що причиною сучасної антропологічної кризи є перехід суспільства на світоглядному рівні до декадентської модифікації естетизму – естетства, заснованого на відмові від буттєвих, ціннісно-смислових начал людського самовизначення. Обґрунтовується, що вихід із напруженої антропологічної ситуації сьогодення полягає у поверненні до естетизму світовідношення, що ґрунтується на визнанні калокагатійної природи родового людського прагнення до краси і гармонії, духовно-ціннісного облаштування особистістю власного життєвого світу. Представлений аналіз заявленої проблеми на новому науковому рівні обґрунтовує безумовну доцільність залучення поняття «естетизм» до широкого кола обговорення актуальної естетичної, філософської, культурологічної проблематики. uk_UA
dc.description.abstract Thesis submitted for the Candidate Degree in Philosophy Sciences in speciality 09.00.08 – Aesthetics. – National Pedagogical Dragomanov University. – Kyiv, 2015. This research focuses on aesthetics as transcultural universals spiritual and creative human existence. It is proved that aestheticism as outlook, based on the recognition Beauty higher absolute value is in fact a precondition of human self-assertion of the individual in the world, revealing how universal spirituality and holistic type model of culture creation. Specificity of a culture and spiritual potential of aesthetics in classical and non-classical philosophical paradigms and features of its implementation on a personal level of self-organization of the human «I». It is proved that the cause of modern anthropological crisis is to move society on ideological level to the decadent aestheticism modification – aestheticism, based on the rejection of the existential, value-semantic principles of human self-determination. Substantiated that the way out of the situation is tense anthropological return to aesthetics as outlook, based on the recognition kalokagathiac generic nature of the human desire for beauty and harmony, spiritual values equipping the individual's own life world. The analysis of the alleged problems at the new scientific level justifies the absolute wisdom of bringing the concept of «aestheticism» to discuss a wide range of topical aesthetic, philosophical, cultural issues. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.08 – эстетика. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2015. Диссертация посвящена исследованию эстетизма как транскультурной парадигмы сущностного самоутверждения человека в мире. Предпринята попытка преодоления научной традиции трактовки эстетизма как декадентского мировоззренческого явления. Доказано, что эстетизм, основываясь на эстетическом отношении человека к миру как его родовой способности к переживанию онтологического порядка и гармонии, неразрывно связанных с моральным началом, является целостным типом духовности и основополагающим принципом культуротворческой активности человека. Как жизненная позиция, эстетизм немыслим вне развитого до высочайшего уровня эстетического сознания в человеке, когда у последнего появляется потребность в деятельной организации всех своих взаимодействий с миром на основе ценностных начал Истины-Добра- Красоты. Именно взаимосвязь в эстетизме личностного поиска духовно-смысловых связей с реальностью и активно-творческой, деятельной жизненной позиции и обуславливает сущностное самоутверждение человека в измерениях культуры, превращение его на агента культуротворчества. Проанализирована специфика духовного и культуротворческого потенциала эстетизма в классической и неклассической мировоззренческих парадигмах, а также особенности его воплощения на личностном уровне самоорганизации человеческого «Я». Доказано, что поскольку в культуре неклассического типа сущностью эстетического является лишенное ценностно-смысловой определенности самодостаточное чувственное переживание, то создаются предпосылки для трансформации эстетизма в эстетство – мировоззренческую модель, основанную на гедонистической этике. Установлено, что в классической картине мира эстетизм как тип мироотношения соотносится с личностно-целостной концепцией человека. В неклассической же, вследствие эстетской установки на максимализм чувственных впечатлений, пренебрежения морально-ценностными началами мироотношения, происходит децентрализация, фрагментация человеческого Я, формирование представлений о человеке как о структуре, лишенной сущностной самости. Обосновывается, что преодоление напряженной современной антропологической ситуации возможно именно благодаря восстановлению в правах эстетизма как мироотношения, которое основывается на признании калокагатийной природы родового человеческого стремления к красоте и гармонии, духовно-ценностной упорядоченности жизненного пространства личности. Представленный анализ заявленной проблемы на новом научном уровне обосновывает безусловную целесообразность привлечения понятия «эстетизм» к широкому кругу обсуждения актуальной эстетической, философской, культурологической проблематики. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject естетизм uk_UA
dc.subject естетство uk_UA
dc.subject духовність uk_UA
dc.subject культуротворчість uk_UA
dc.subject світоглядна парадигма uk_UA
dc.subject антропологічна модель uk_UA
dc.subject мистецтво існування uk_UA
dc.subject aestheticism uk_UA
dc.subject spirituality uk_UA
dc.subject cultural creativity uk_UA
dc.subject worldview paradigm uk_UA
dc.subject anthropological model uk_UA
dc.subject the existence of art uk_UA
dc.subject эстетизм uk_UA
dc.subject эстетство uk_UA
dc.subject духовность uk_UA
dc.subject культуротворчество uk_UA
dc.subject мировоззренческая парадигма uk_UA
dc.subject антропологическая модель uk_UA
dc.subject искусство существования uk_UA
dc.subject.classification 111.852:130.122 uk_UA
dc.title Естетизм як духовно-світоглядний феномен uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу