Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Довільність емоційної регуляції та чинники її розвитку у молодших школярів

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Маляр, Олена Іванівна
dc.date.accessioned 2015-11-12T11:08:07Z
dc.date.available 2015-11-12T11:08:07Z
dc.date.issued 2015
dc.identifier.citation Маляр, Олена Іванівна. Довільність емоційної регуляції та чинники її розвитку у молодших школярів : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / О. І. Маляр ; наук. кер. С. О. Ставицька ; М-во освіти і науки України ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – К., 2015. – 22 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/8479
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, Київ, 2015. У дисертації здійснено теоретико-експериментальне вивчення чинників розвитку довільності емоційної регуляції у дітей молодшого шкільного віку. Визначено поняття «Довільність емоційної регуляції у молодших школярів», критерії (контрольованість емоційного збудження; переважання емоційних проявів негативної чи позитивної модальності; здатність до регулювання поведінкових проявів у міжособистісній взаємодії та навчально-пізнавальній діяльності), її показники та рівні (високий, середній, низький). Теоретично визначено та експериментально досліджено чинники розвитку довільності емоційної регуляції молодших школярів: психофізіологічні (індивідуально-особистісні характеристики – тривожність, агресивність, роздратованість, типи темпераменту); психолого-педагогічні (ситуація шкільної взаємодії - переживання позитивних емоцій при спілкуванні з учителем та однолітками; ціннісне ставлення учня до навчального процесу); соціально-психологічні (сімейна ситуація – взаєморозуміння, позитивна емоційна взаємодія між членами сім'ї та дитиною, відсутність конфліктності в сім’ї та ворожості у ставленні батьків до дитини й почуття її повноцінності в сім’ї); соціальні (вплив телепередач та комп’ютерних ігор на емоційні стани молодшого школяра за умови раціонального їх використання у навчально-пізнавальній та міжособистісній взаємодії), які найсуттєвіше впливають на розвиток довільності емоційної регуляції учнів початкової школи. Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність комплексної програми. Розроблено психолого-педагогічні рекомендації шкільним психологам, батькам та вчителям, які сприяють розвитку у дитини довільності емоційної регуляції. uk_UA
dc.description.abstract The dissertation aims for getting the scientific degree of candidate of psychological sciences in specialty 19.00.07 – pedagogical and age psychology. The National Pedagogical University Named after M. Drahomanov. – Kyiv, 2015. The thesis presents a theoretical and experimental study of the factors of development of arbitrariness of emotional regulation in children of primary school age. The dissertation deals with the concept of "Arbitrariness of emotional regulation in primary school children", criteria (accountability of emotional arousal, the prevalence of emotional displays of negative or positive modality, the ability to regulate behavioral manifestations of interpersonal interaction and educational and cognitive activity), its parameters and levels (high, medium, low). The factors of arbitrariness of emotional regulation of junior pupils: physiological (individual personal characteristics - anxiety, aggressiveness, irritability, types of temperament); psychological and pedagogical (school situation interaction - experience of positive emotions in communicating with teachers and peers, pupil’s valuable attitude to the learning process); psycho-social (family situation - understanding, positive emotional interaction between family members and the child, lack of family conflicts and hostility in the attitude of parents and feelings of usefulness in the family); social (influence of television and computer games on junior pupils’ emotional states, under the condition of their rational use in teaching and learning and interpersonal interaction), which have the most significant influence on the development of emotional regulation arbitrariness of primary pupils, are theoretically determined and experimentally investigated. The integrated program is developed, tested, its effectiveness is proved. Psychological and pedagogical recommendations for school psychologists, parents and teachers that shape a child's arbitrariness of emotional regulation were made. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07-педагогическая и возрастная психология. - Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, 2015. В диссертации осуществлено теоретико-экспериментальное изучение факторов развития произвольности эмоциональной регуляции у детей младшего школьного возраста. Проведен теоретический анализ научных подходов к изучению данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии, определено понятие произвольности эмоциональной регуляции проанализированы факторы, влияющие на ее развитие в младшем школьном возрасте. Экспериментальное исследование показало, что высокий уровень развития произвольности эмоциональной регуляции у младших школьников характеризуется способностью к самоуправлению поведением, высокой организацией действий и контролем эмоциональных состояний; требовательным отношением к собственному обучению, целенаправленностью, дисциплинированностью; успеваемостью при выполнении школьных заданий и требований взрослых, поэтому у них почти отсутствуют ситуации конфликтного взаимодействия как дома, так и в школе. Високий уровень произвольности ємоциональной регуляции демонстрирует лишь треть испытуемых, что определяет необходимость целенаправленного ее развития у младших школьников. Доказано, что основными факторами влияющими на развития произвольности эмоциональной регуляции являются: психофизиологические (индивидуально- личностные характеристики - тревожность, агрессивность, раздражительность, типы темперамента); психолого-педагогические (ситуация школьного взаимодействия - переживание положительных эмоций при общении с учителем и сверстниками; ценностное отношение ученика к учебному процессу); социально-психологические (семейная ситуация - взаимопонимание, положительное эмоциональное взаимодействие между членами семьи и ребенком, отсутствие конфликтности в семье и враждебности в отношении родителей к ребенку и чувство его полноценности в семье); социальные (влияние телепередач и компьютерных игр на эмоциональные состояния младшего школьника при условии их рационального использования в учебно-познавательном и межличностном взаимодействии). Представлена модель развития произвольности эмоциональной регуляции детей младшего школьного возраста. Обоснована и апробирована программа "Психологического сопровождения развития произвольности эмоциональной регуляции младших школьников". Результаты апробации развивающей программы показали эффективность и целесообразность ее использования в учебно- воспитательном процессе начальной школы. Разработаны психолого-педагогические рекомендации школьным психологам, родителям и учителям, способствующие развитию произвольности эмоциональной регуляции младших школьников. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject молодший школяр uk_UA
dc.subject довільність емоційної регуляції uk_UA
dc.subject рівні довільності емоційної регуляції uk_UA
dc.subject емоційність uk_UA
dc.subject емоційні стани uk_UA
dc.subject взаємини в сім’ї uk_UA
dc.subject стосунки у школі uk_UA
dc.subject вплив інформаційних технологій uk_UA
dc.subject junior pupils uk_UA
dc.subject arbitrariness of emotional regulation uk_UA
dc.subject arbitrary level uk_UA
dc.subject emotion uk_UA
dc.subject emotional state uk_UA
dc.subject family relationships uk_UA
dc.subject school impact of information technology uk_UA
dc.subject младший школьник uk_UA
dc.subject произвольность эмоциональной регуляции uk_UA
dc.subject уровни произвольности эмоциональной регуляции uk_UA
dc.subject эмоциональность uk_UA
dc.subject эмоциональные состояния uk_UA
dc.subject взаимоотношения в семье uk_UA
dc.subject отношения в школе uk_UA
dc.subject влияние информационных технологий uk_UA
dc.subject.classification 373.3.015.31: 159.942 uk_UA
dc.title Довільність емоційної регуляції та чинники її розвитку у молодших школярів uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу