Дисертація присвячена питанням формування у старших дошкільників ціннісного ставлення природи засобами мистецтв. У дисертації науково обгрунтована та розроблена експериментальна методика формування ціннісного ставлення до природи засобами мистецтва, визначено критерії ціннісного ставлення до природи та рівні їх сформованості у дітей старшого дошкільного віку. Запропоновані оптимальні шляхи, етапи формування ціннісного ставлення до природи засобами мистецтв та визначені педагогічні умови ефективності процесу формування у старших дошкільників ціннісного ставлення до природи.
Диссертация посвящена вопросам формирования у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе средствами искусств. В диссертации научно обоснована и разработана експериментальная методика формирования ценностного отношения к природе средствами искусства. Для возникновения и развития у старших дошкольников ценностного отношения к природе первоочередное значение имеет методически-граммотная, систематическая организация эстетического восприятия природы. Необходимым условием при этом выступает достаточное развитие сенсорной культуры детей, а также усвоение знаний и представлений об эстетической ценности природы, формирование которых осуществляется в контексте стимуляции эстетических мотивов.
Для дальнейшего развития у старших дошкольников эстетического восприятия природы важное значение имеет освоение ими художественного образа, отображенного в искусстве, необходимым условием при этом виступает достаточное развитие художественно-образного восприятия произведений искусства, понимание средств художественной выразительности и умение анализировать емоционально-образное содержание искусства.
Ценностное отношение старшего дошкольника к природе выражается в его художественно-эстетической деятельности: творческой (музыкальной, речевой, изобразительной, театральной) и практической деятельности в природе (постоянный уход за животными и растениями, эстетизация быта путем введения природных компонентов).
В диссертации определены критерии ценностного отношения к природе: эмоционально-эстетические проявления детей по оношению к природе и оценка ее эстетических ствойств; представления и знания детей об эстетических свойствах природы; художественно-образное восприятие объектов природы в произведениях искусства; способность детей отображать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и представления о красоте природы; практическая деятельность детей в природе.
В ходе експериментальной роботы автором определены и апробированы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования у старших дошкольников ценностого отношения к природе средствами искусства: использование комплекса искусств как способа познания эстетической ценности природы; создание эмоционального фона на всех этапах взаимодействия детей с природой; соответствие педагогического процесса возрастным особенностям и индивидуальным возможностям старшего дошкольника, ориентация на развитие его творческой активности; поэтапность, системность и последовательность формирования ценностного отношения к природе в дошкольном учереждении; координация работы с родителями; педагогическое мастерство воспитателя, его эрудиция в области искусства; материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса.
В работе широко представлен экспериментальный процесс формирования ценностного отношения к природе средствами искусств, который был реализован в учебно-воспитательном процессе как комплексная дидактическая игра, содержащая взаимосвязанные, педагогически обоснованные этапы деятельности детей: эмоционально-чувственное восприятие природы в процессе непосредственного общения с ней; освоение художественного образа природы в процессе занятий искусством(интегрированных); художественно-эстетическая деятельность.
Основополагающим средством формирования ценностного отношения к природе является искусство, и педагогический процесс осуществляется наиболее успешно при его взаимодействии с другими факторами эколого-эстетического воспитания, прежде всего с природой, и создании художественно-эстетического комплекса – объединения художественных произведений нескольких жанров (музыка, живопись, поэзия), который содержат единый художественный образ природы, раскрывает виразительные возможности различных видов искусства и усиливает эмоционально-эстетическое влияние на детей.
Анализ результатов эксперимента свидетельствует об эффективности предлагаемой методики формирования у старших дошкольников ценностного отношения к природе средствами искусств.
The dissertation is devoted to questions of formation at children of the senior preschool age of the aesthetic attitude to the nature by means of arts.
The dissertation provides for scientific prove of the experimental developmeut of the aesthetic attitude to a nature by means of arts. It also reveals the criteria, parameters, levels of formation of the aesthetic attitude at the children of the senior preschool age.
The following is offered: the optimum ways, stages of formation of the aesthetic attitude to the nature by means of art, pedagogical conditions, which strengthen efficiency of formation at children of the senior preschool age of the aesthetic attitude(relation) to a nature are determined.