Здійснено порівняльний аналіз показників розвитку пам’яті і мислення молодших школярів через використання проблемних та ігрових ситуацій в навчальному процесі. Встановлено, що розвиток пам’яті і мислення учнів перших класів значно прискорюється завдяки широкому використанню ігрових ситуацій. Дослідженням показано, що у третьокласників активізація розвитку пам’яті і мислення відбувається в результаті використання в навчальному процесі проблемних ситуацій. Результати контрольного експерименту переконливо доводять, що детермінантою розвитку пам’яті та мислення першокласників є дидактична гра, для третьокласників більш ефективним засобом розвитку пізнавальних процесів є проблемне навчання.
Диссертация посвящена проблеме развития познавательных процессов младших школьников.
Идея развития личности в процессе ее обучения и воспитания является ведущей в отечественной психологической науке. Она нашла свое отражение в дидактическом принципе развивающего обучения. Существует ряд фундаментальных работ, в которых отмечается влияние определенных факторов на эффективность развития познавательных процессов. Ученые считают, что ведущая роль обучения в психологическом развитии учащихся осуществляется при определенных условиях, которые создаются построением самого содержания обучения, организацией учебного процесса, активными его методами, благодаря чему ученик выступает не только как объект, но и субъект обучения. Однако анализ существующих исследований свидетельствует о недостаточной изученности проблемы, т.к. они проводились, главным образом, в процессе традиционной организации обучения. Но роль проблемного обучения, которое является одним из типов развивающего обучения и базируется на добывании учащимся знаний путем решения теоретических и практических проблем, остается недостаточно выясненной как теоретически, так и экспериментально. Недостаточно изучен удельный вес влияния игровых и проблемных ситуаций на развитие памяти и мышления младшего школьника. Поэтому изучение вопроса развития познавательных процессов у детей младшего школьного возраста в процессе организации проблемных и игровых ситуаций является достаточно перспективным направлением исследования.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы можем сделать вывод, что процесс развития памяти в младшем школьном возрасте можно представить как переход от непроизвольной к произвольной, от непосредственной к опосредованной, от механической к логической, которая и обеспечивает глубокие и прочные знания. В младшем школьном возрасте на первый план выступает развитие интеллекта, который приводит к качественной переработке восприятия и памяти. Каждая из этих функций интеллектуализируется, пронизывается элементами интеллектуальной деятельности.
Результаты исследования показали, что на этапе формирования готовности к школьному обучению психологическими детерминантами развития памяти и мышления младших школьников являются игровые ситуации. Это подтверждают следующие данные.
Сравнение результатов прироста показателей логической и механической памяти первоклассников экспериментального класса, в учебный процесс которых систематически включались игровые ситуации, показывает рост количества учащихся с высоким уровнем развития логической памяти: соответственно с 3,3% до 50% в экспериментальном и с 3,3% до 13,3% в контрольном. Показатели механической памяти несколько ниже, но все же наблюдается значительный их прирост: до 23,3% от общего количества учащихся с высоким уровнем развития данного уровня памяти в экспериментальном и до 10% младших школьников в контрольном классе. Аналогичные результаты получены в показателях логического мышления учащихся данных классов. Количество детей со средним уровнем развития мышления уменьшилась с 60% до 33% в экспериментальном классе и с 63,3% до 53% в контрольном классе за счет увеличения этого показателя в высоком уровне с 3,3 до 66,7% в экспериментальном классе и с 3,3% до 46% учащихся в контрольном классе. Можно констатировать, что создание игровых ситуаций в учебно-воспитательном процессе способствует эффективному развитию памяти и мышления младших школьников.
В параллели третьеклассников проводилось аналогичное исследование. Количественные показатели дают нам основание утверждать, что в младшем школьном возрасте значительными темпами развивается логическая память. Так, количество детей с низким уровнем развития логической памяти в экспериментальном классе, где в учебном процессе организовывались проблемные ситуации, снизилось с 13,3% до 0%. Количество детей со средним уровнем развития логической памяти уменьшилось с 56,7% до 40%, за счет улучшения показателей высокого уровня (с 30% до 60% от общего количества учащихся). Различия между экспериментальным и контрольным классами статистически значимы (p<0.5). Прирост показателей логической памяти учащихся экспериментального класса достоверно выше соответствующего прироста показателей в контрольном классе. Результаты эксперимента подтвердили нашу гипотезу. Введение проблемных ситуаций в учебный процесс ІІІ класса способствовало значительному улучшению показателей логической и механической памяти учащихся экспериментального класса. Исследование дополняет новыми данными знания относительно соотношения проблемных и игровых ситуаций в развитии памяти и мышления младших школьников.
Результаты исследования имеют значение для организации развивающей работы и могут быть внедрены в практику учебно-воспитательного процесса в школе, в организацию системы развивающих занятий с младшими школьниками.
Investigated were peculiarities of junior pupils’ memory and thinking development in the process of game and problem situation application. Obtained are the values and characteristics of mental operations development and mnemonic operations development according to the age specificities of junior pupils. There are justified methodical, psychological and pedagogical basis of junior pupils’ cognitive processes development. The experiment held proved the effectiveness of application of problem situations and game situations as psychological determination factors of memory and thinking development of pupils in the process of learning. Determined are the main psychological and pedagogical conditions of creation of game and problem situations, the most significant of which is ensuring their optimum balance depended on the stage of primary education. The results of the controlling experiment prove the fact that the determination factor of memory and thinking development of the first-year pupils is a didactic game; for the third-year pupils the most effective means of cognitive processes development is problem solving learning.