В дисертації досліджуються науково-методичні основи прилучення учнів загальноосвітніх шкіл до національних трудових традицій у процесі позаурочних занять народними ремеслами, зокрема – ремеслом плетіння болотних рослин.
У ході дослідження встановлено, що заняття традиційним видом народного ремесла підвищують навчально-виховні можливості трудового навчання, пізнавальну та діяльнісну активності школярів, сприяють їх моральному, національному та культурному розвитку.
Визначено методичні підходи до прискореного та якісного формування понять і вмінь при засвоєнні учнями технології плетіння, досліджено зміст їх культурно-естетичної підготовки, визначено критерії за якими оцінюються результати цієї підготовки. Розроблено та експериментально перевірено методику формування в учнів національної самосвідомості в процесі ознайомлення з традиційними ремеслами на позакласних заняттях з трудового навчання.
В диссертации исследуются научно-методические основы приобщения учащихся общеобразовательных школ к национальным трудовым традициям в процессе внеурочных занятий народными ремеслами, в частности ремеслом плетения болотных растений.
В ходе исследования установлено, что занятия традиционными видами народного ремесла увеличивают учебно-воспитательные возможности трудового обучения, способствуют развитию познавательной и практической активности школьников, развивает сферу их моральной и культурной деятельности.
Определены методические подходы к ускоренному и качественному формированию понятий и умений в процессе усвоения школьниками технологии плетения, исследованы содержание их культурно-естетической подготовки, определены критерии по которым определяется уровень этой подготовки. Разработана и экспериментально проверена методика формирования у школьников национального самосознания в процессе ознакомления из традиционными ремеслами на внеурочных занятий из трудового обучения.
Исследуя проблему национального воспитания учащихся, и в частности воспитания национального самосознания, мы пришли к общей мысли о том, что в данном случае необходимо учитывать следующие выводы.
1.Национальное самосознание является основной психологической характеристикой личности. Только в контексте оценки этого сложного психического образования можно правильно оценить все составляющие духовной сущности индивидуума. Понятно, что уровень ее развития для каждого возрастного периода учащихся имеет свои особенности, определяющиеся не только психологическими причинами, но и также социальными и экономическими условиями в которых находится индивид. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее благотворным периодом при котором можно формировать национальное самосознание является подростковый период.
2.Результаты наблюдений и эксперимента, который проводился на протяжении диссертационного исследования показали, что высокая эффективность национального воспитания учащихся в процессе трудового обучения определяется соответственным направлением познавательной активности, которая лежит в основе психологического механизма формирования национального самосознания. При этом объектами познания должны быть национально традиционные явления народной культуры.
3.Формирование национального самосознания может проводиться через организацию занятий народными ремеслами в трудовом обучении в процессе внеклассной работы. Это создает оптимальные условия для привлечения учащихся к народным традиционным формам трудовых традиций и формированию стремления их изучения на основе собственной практической деятельности. Поэтому исследуя вопросы воспитания национального самосознания, мы пришли к выводу, что этот процесс необходимо разделить на два взаимосвязанных этапы:
- при организации занятий народными ремеслами необходимо обучать детей основам национальной культуры, истории развития народного ремесла, трудовым традициям украинского народа;
- второй этап предусматривает активизацию познавательной деятельности, развитие мыслительных способностей учащихся, через применение в учебном процессе ролевой игры.
4.Формирование сознательного патриота Украины во время трудовой деятельности не будет иметь высокой эффективности без опоры на основы народной культуры.
5.Учитель занимаясь введением народного ремесла на уроках трудового обучения во внеурочное время должен ориентировать интересы детей на их ознакомление с народной бытовой культурой нашего народа. Учащиеся знакомясь с вещами, которые были неотъемлемой частью жилища, одежды крестьянина, а также и тех обрядов, праздников, обычаев с которыми эти вещи были неразрывно связаны. На этой основе развиваются познавательные интересы ребенка через приобщения его к практической деятельности по изготовлению изделий данного ремесла. Изготовление такого изделия, который является эстетически идеальным, в свою очередь формирует сознание своей причастности к культуре украинского народа.
На основе детального анализа результатов полученных в ходе исследования, доказано целесообразность изучения ремесленного дела в процессе трудового обучения во внеурочное время для решения заданий национального воспитания учащихся.
The scientific and methodological foundation of involving comprehensive school into national labor traditions in the process of extra-curricular activities connected with handicraft, are investigated in the thesis.
It has been defined that extra-curricular activities based on traditional kinds of handicraft increase educational opportunities of labor training, improve cognitive pupils activities, contributes to their moral, national and cultural development.
Methodological approaches to accelerated and efficient formation of notions and skills in pupils learning the technology of wicker-work have been defined. The thesis has investigated the contents of theet cultural-aesthetic training and defined the criteria of evaluating its results.
The methods of pupils inculcating national self consciousness white studying traditional hoendicraff in the process of extra-curricular activities in labor training have been worked rut and experimentally tested.