У дисертації досліджується творчість В. Леонтовича у світлі реалій перебігу суспільного та літературного життя кінця ХІХ – початку ХХ ст. в Україні. З’ясовуються обставини формування світоглядних засад, умови становлення В. Леонтовича як письменника, літературного критика, громадського діяча, політика та мецената. У роботі здійснено аналіз творчого доробку письменника на предмет виявлення жанрової специфіки, з’ясування іманентних рис індивідуального авторського стилю белетриста. Розкрито багатовекторність творчих пошуків у царині проблематики творів, а також акцентовано увагу на їхній загальній гуманістичній спрямованості. Осмислено загальні літературні закономірності, що знайшли своє втілення в особливостях характерології та образотворенні письменника.
В диссертации исследуется творчество В. Леонтовича в свете реалий общественной и литературной жизни конца ХІХ - начала ХХ ст. в Украине. Выясняются обстоятельства формирования мировоззренческих основ, становления В. Леонтовича как писателя, литературного критика, общественного деятеля, политика и мецената. Осмысливаются его творческие связи с представителями “старой” и “новой” генерации украинских писателей, раскрывается влияние В.Симиренко на формирование эстетических идеалов. В процессе исследования установлено, что общественно-просветительская деятельность В.Леонтовича продолжалась несколько десятилетий (начиная с 90-х годов ХІХ до 30-х годов ХХ века), включая годы эмиграции. Но особенно плодотворной она была во время общего подъема активности украинской интеллигенции конца ХІХ – начала ХХ веков, отвечая потребностям духовного возрождения украинского народа рубежа столетий и была востребована необходимостью решения важных культурно-просветительских задач.
В работе осуществлен анализ творческого наследия писателя на предмет выявления его жанровой специфики, выяснения имманентных черт индивидуального авторского стиля беллетриста. Раскрыта многовекторность творческих поисков в сфере проблематики повестей и новелл, определена ее общая гуманистическая направленность. Осмыслены общие литературные закономерности, воплотившиеся в особенностях характерологии и образотворения писателя.
Всесторонний анализ творческого наследия беллетриста позволяет говорить о том, что В.Леонтович сделал значительный вклад в национальную духовную сокровищницу не только как общественный деятель и меценат, но и как писатель. В его художественных произведениях, публицистике, эпистолярии вырисовывается целостная мировоззренческая картина, которая основывается на народнических идеях гуманизма и демократизма. В прозе В.Леонтовича нашли свое отражение черты национальной аутентичности, прежде всего в раскрытии социально-бытовых отношений, которые автор прослеживает в сфере бытия украинского крестьянства. Беллетрист создает целую галерею исторически достоверных народных типов, которые находят в его прозе яркое художественное воплощение. Особенно правдиво изображены отрицательные персонажи: мздоимцы, ростовщики, лжэинтеллигенты и нравственно обанкротившееся духовенство. В то же время, в произведениях В.Леонтовича контрастно очерчены образы положительных героев из среды демократической интеллигенции.
В диссертации также исследуется генезис творчества писателя и новаторство его прозы в диалектическом единстве традиционного и модернистского письма. Беллетрист обрабатывает сюжеты в форме “потока сознания” в произведениях “Абдул Газіс”, “Ворохобня”, “Самовбивець”, где изучает экзистенциальное состояние человека в “пограничных ситуациях” социальной безысходности и отчаяния.
Под влиянием творческих исканий М.Коцюбинского, В.Стефаника, О.Кобылянской и других писателей, в творчестве которых прослеживается тяготение к модерному способу самовыражения, В.Леонтович стремится к раскрытию глубинных психологических процессов, которые формируют поведенческие модели его персонажей.
Установлено, что творчество В.Леонтовича претерпело значительную идейно-эстетическую эволюцию индивидуальной стилевой манеры от реалистической направленности ранних произведений (“Солдатський розрух”, “Пани і люди” до импрессионизма в повестях “Абдул Газіс”, “Гинуть мрії”, “Дитячі і юнацькі роки Володі Ганкевича”).
В диссертации по-новому интерпретируются ранее известные произведения и впервые прочитываются новые, еще не введенные в широкое научное обращение, прослеживается эволюция автора от использования традиционных повествовательных структур в направлении лиризации и углубления психологизма, что позволяет говорить о проникновении в прозу В.Леонтовича элементов импрессионистического письма.
Исходя из аналитико-синтетического анализа прозы писателя, можно сделать вывод об особенностях его метода как реалистического в его просветительском и классическом варианте, который эклектически взаимодействует с импрессионизмом, порождая, таким образом, реализм нового качества.
Here are also determined the circumstances under which the writer’s his world-outlook, the primary source of making as a writer, literary critic public figure, politician, Maecenas were formed. In the research work writer’s creating is also analysed with an aim of reveal the specific character of his genre and defining the immanent characters of the peculiar to the author style as a writer. In the research work the diversity of the creative search in the reign of the problems of the stories and tales is revealed and the attention is focused on its general humanist tendency. In it there are also comprehended the general literary principles that were utilised in the peculiar, ties of characterising and creation of the writer’s personages.