Дисертація присвячена питанням становлення музично-педагогічної думки України в культурно-історичних умовах початку ХХ століття. На основі аналізу рукописних документів, архівних джерел, наукових праць та періодичних видань, методичних розробок, репертуарних збірок для дітей розкривається сутність головних ідей та педагогічних концепцій, розроблених діячами музичної освіти України досліджуваного періоду. Запропоновано шляхи впровадження відродженої музично-педагогічної спадщини початку ХХ століття в сучасну практику музичної освіти молодших школярів.
В диссертации рассмотрено развитие музыкально-педагогической мысли в Украине в культурно-исторических условиях начала ХХ века. Раскрыты условия становления украинского издательского дела в первые годы исследуемого периода, в частности издательства нотной продукции, как влиятельного фактора в формировании национальных основ музыкального образования в Украине.
Основываясь на терминологическом определении понятия "музыкально-педагогическая мысль", процесс ее развития показан в исследовании сквозь призму педагогической, музыкально-образовательной и просветительной деятельности украинских композиторов, педагогов-музыкантов: Н.Лысенко, М.Гайворонского, П.Демуцкого, А.Кошица, Н.Леонтовича, Ф.Попадича, К.Стеценко, С.Титаренко, Я.Яциневича и др.
В работе проанализировано состояние преподавания предмета "пение" в учебных заведениях Украины разных типов. Опорою в изучении этого вопроса стали планы, программы, уставы различных учебных заведений, статьи, документальные материалы, которые касаются педагогической деятельности выдающихся деятелей культуры, композиторов, музыкантов исследуемого периода, редкостные издания начала ХХ века, архивные материалы из фондов ЦГИА Украины в г.Киеве, ЦГАВОВ Украины, Института рукописи НБУ имени В.И.Вернадского.
В аспекте освещения процесса развития музыкально-педагогической мысли в Украине в период существования Украинской Народной Республики 1917-1920 гг., в работе раскрыто содержание, основные теоретико-методические положения, а также воспитательная направленность созданной в этот период К.Г.Стеценко первой "Программы по пению". Впервые в истории музыкального образования в Украине была создана програма национальная по своей сути, в ее основу была положена концепция об украинской песне как факторе национального воспитания.
В аспекте расширения национальных тенденций в области музыкального образования в Украине в 20-е годы, в диссертации обращено внимание на деятельность Детской музыкальной студии при Музыкальном Обществе им. Н.Д.Леонтовича. Время существования Студии совпало с периодом противоречий, борьбы "старого" и "нового", что обусловило стремление в ее деятельности к поиску и експериментаторству в области музыкального воспитания.
Важным каналом разработки музыкально-методической проблематики в начале ХХ века в Украине стала периодика. Ее анализ за период 1905-1917 гг. ("Світло", "Сяйво", "Вісник культури і життя", "Українська хата", "Украинская жизнь"), а также за период 1917-1925 гг. ("Вільна українська школа", "Музика") позволил определить основные проблемы, обсуждаемые на страницах указаных изданий, а также выявить определенную динамику в их разработке - от необходимости введения предмета "пения" в учебный процесс до практического применения новых форм и методов работы с детьми на уроке музыки в школе.
С целью определения основных тенденций становления теоретико-методических основ музыкального воспитания в Украине в начале ХХ века, в работе проанализированы учебные пособия, методические разработки, детский музыкально-педагогический репертуар, созданный в исследуемый период. Объединяющим фактором названных источников стало научное обоснование путей внедрения национального музыкального творчества в музыкально-образовательный процесс. Впервые украинская народная песня признана основою в процесе музыкального воспитания ребенка.
На основе исследования редкостных музыкальных изданий начала ХХ века, а также рукописных документов и архивных источников в научный обиход введено малоизвестное наследие, а именно - духовные произведения для детей, выдающихся украинских композиторов: М.Гайворонского, Н.Леонтовича, К.Стеценко, Я.Степового. Впервые проанализированы рукописные документы видного украинского просветителя и методиста А.Т.Дзбановского, введен в современную практику музыкального образования созданный им музыкально-педагогический репертуар.
Проведенная опытно-експериментальная работа подтвердила целесообразность обогащения содержания современного музыкально-образовательного процесса начальной школы малоизвестным музыкально-педагогическим наследием украинских композиторов начала ХХ века путем сценической постановки народных обрядовых праздников как формы классной и внеклассной работы, которая создает оптимальные условия для реализации творческих возможностей младших школьников.
This dissertation is dedicated to the problems of coming into being of the musical and pedogogical thoughts in Ukraine under the cultural and historical conditions of the beginning of the 20-th century. The essence of the main ideas and pedogogical conceptions, developed by the prominent figures of the musical education of Ukraine of the period under investigation is exposed on the basis of the analysis of manuscripts, archives documents, scholarly works and periodicals. The ways of introduction of the revived musical and pedogogical heristage of beginning of the 20-th century into the modern practice of musical younger pupils education were proposed.