Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Згурська, Наталія Миколаївна
dc.date.accessioned 2015-02-27T22:06:24Z
dc.date.available 2015-02-27T22:06:24Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Згурська, Наталія Миколаївна. Формування музично-виконавської культури майбутнього вчителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Н. М. Згурська ; наук. кер. О. П. Щолокова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 16 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6512
dc.description.abstract Дисертацію присвячено вдосконаленню виконавської підготовки майбутніх вчителів музики в системі вищої педагогічної освіти. У ній вперше визначено сутність, структуру музично-виконавської культури вчителя та шляхи її формування. Вони ґрунтуються на інтенсифікації інтерпретаторської діяльності студентів шляхом розвитку творчої самостійності. Встановлено, що такий напрям роботи, конкретизований у розробленій методиці, сприяє формуванню музично-виконавської культури студентів. Запропонована методика є високоефективною, що обгрунтовано теоретично та підтверджено експериментально. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация посвящена усовершенствованию исполнительской подготовки будущих учителей музыки в системе высшего педагогического образования. В ней на основе изучения философских, психолого-педагогических, искусствоведческих исследований музыкальной культуры личности раскрывается сущность музыкально-исполнительской культуры учителя, ее индивидуальный характер. Проводится структурный анализ данного феномена, выделяются его основные компоненты: мотивационность; оценочность; одаренность; тезаурус; творческая самостоятельность. В работе определены пути формирования музыкально-исполнительской культуры будущего учителя. Они базируются на интенсификации интерпретаторской деятельности студентов путем развития их творческой самостоятельности. В диссертации разработаны критерии и показатели диагностики уровней музыкально-исполнительской культуры студентов. В соответствии с ними выделено четыре уровня сформированности исполнительской культуры будущих учителей музыки: высокий, достаточный, средний, низкий. Установлено, что среди студентов музыкальных и педагогических факультетов высших учебных заведений преобладает средний уровень сформированности исполнительской культуры. Для будущих учителей этого уровня характерны: невысокая мотивация самоусовершенствования, неполное осознание важности будущей профессии, отсутствие понимания особенностей образцового исполнения в условиях общеобразовательной школы, неспособность успешно работать без инструмента, интерпретирование музыкального материала, в основном, по аналогии, невыразительное интонирование, звукоизвлечение; недостаточное корректирование процесса и результата исполнительской деятельности, неадекватность их самооценки. Для повышения уровня сформированности музыкально-исполнительской культуры студентов проведена опытно-экспериментальная работа. Она осуществлялась соответственно разработанной методики, которая включала различные способы педагогического воздействия (подготовительные упражнения, анализ исполнительского мастерства выдающихся музыкантов, формирующие задания 3-х типов, выбор учебного материала из специально разработанного репертуарного списка, фиксация своих достижений, творческие занятия, изучение научно-методической литературы, публичная исполнительская деятельность студентов, классные прослушивания). Главным из них являлся комплекс формирующих заданий, которые охватывали целостную интерпретаторскую деятельность. Разработанная методика предусматривала использование сгруппированных методов развития творческой самостоятельности, индивидуальный подход к студентам, а также этапность внедрения (4 этапа). Первый этап включал подготовку студентов к интерпретаторской деятельности: предоставление преподавателем необходимых пояснений и инструкций; выполнение упражнений творческой ориентации (игра музыкальных произведений с разными эмоциональными окрасками, создание собственных пьес с программным названием); ознакомление со специальным учебным материалом; изучение соответствующей научно-методической литературы. Второй этап имел сотворческий характер, который заключался в проведении ролевых педагогических игр, собеседования по проблеме формирования музыкально-исполнительской культуры, а также в выполнении студентами заданий, нацеленных на активизацию музыкального мышления. Следует подчеркнуть, что этот этап был главным в формировании исполнительской культуры потому, что именно здесь закладывались основы развития творческой самостоятельности. Третий этап был ориентирован на самостоятельную работу студентов над музыкальными произведениями, которая предполагала поиск собственного исполнительского решения, усовершенствование артистических качеств студентов. Важным дополнением к этим заданиям были выступления будущих учителей в концертах и конкурсах. Четвертый этап отличался творческим и целиком самостоятельным проведением всех форм работы: выполнение заданий слухового самоконтроля; написание рефератов по актуальным вопросам музыкального исполнительства; фиксация своих достижений. Все это способствовало личностному и профессио¬нальному совершенствованию будущих учителей. В результате формирующей работы удалось достичь повышения уровня музыкально-исполнительской культуры у студентов экспериментальной группы. В контрольной группе общей тенденции к повышению исполнительской культуры отмечено не было. Таким образом, установлено, что предложенная методика способствует повышению уровня сформированности музыкально-исполнительской культуры будущих учителей. Высокая ее эффективность обоснована теоретичес¬ки и подтверждена практически. uk_UA
dc.description.abstract The thesis is devoted to improvement of the performance standard of higher pedagogical education for future music teachers. The content, the matter and the structure of the music performing culture a teacher and methods of its formation are first determined in the thesis. They are based on intensification of student interpretation activity in a way development of creative independence. It is found that such a line, being methodically concretized, will contribute to formation of student music performing culture. Being theoretically and practically justified, the suggested methodical system is considered as effective. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject музично-виконавська культура uk_UA
dc.subject музыкально-исполнительская культура uk_UA
dc.subject music performing culture uk_UA
dc.subject інтенсивна інтерпретаторська діяльність uk_UA
dc.subject интенсивная интепретаторская деятельность uk_UA
dc.subject intensive interpretation activity uk_UA
dc.subject розвиток творчої самостійності uk_UA
dc.subject развитие творческой самостоятельности uk_UA
dc.subject and development of creative independence uk_UA
dc.subject.classification 378.637:78+372.878 uk_UA
dc.title Формування музично-виконавської культури майбутнього вчителя uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу