In the thesis investigation the process of formation of “Self-image“ of teenagers with the most spreaded accentuations of character is concidered; the model of “Self-image“ of rising personality forming is theoretically based; the common and individual peculiarities of the development of separate components of “Self-image“ model (cognitive, emotio-estimative, conductive) with combination of individually-psychological characteristics of four the most spreaded among the contemporary schoolchildren types of accentuations — labile, demonstrative, active, unstable — are established; the system of psychocorrective work oriented on the optimisation of the development of the teenagers-accentuaters’ adequate “Self-image“is practically tested.
Диссертационная работа посвящена исследованию психологических особенностей структурных компонентов “Я-образа” учащихся-подростков средних школ с наиболее распространенными типами акцентуаций характера. Психологическое понятие “Я-образ” (образ “Я”) рассматривается в исследовании как процесс и результат формирования психического новообразования подросткового возраста. Данная категория отражает систему личностных отношений индивида к себе, включая в комплексе целевой, информационный, мотивационно-потребностный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий, коммуникационный, результативный, оценочный, психокоррекционный компоненты.
Наиболее распространенные психологические причины отклонений (девиаций) поведения современных подростков связаны с наличием у них акцентуированных черт характера. Используя типологию К.Леонгарда нами установлено, что наиболее часто встречаются учащиеся с лабильным (16,2%), демонстративным (9,5%), гипертимным (9,2%), неустойчивым (7,9%) типами.
В результате проведенного экспериментального исследования установлены общие тенденции развития когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов “Я-образа” у акцентуированных подростков и без заостренных черт характера; индивидуальные особенности, присущие учащимся каждой из исследуемых групп. Так, выявлено, что:
1) когнитивная составляющая “Я-образа” подростков-акцентуантов в целом характеризуется относительно низким уровнем развития интегрирующей составляющей личностной рефлексивности, высоким — дифференциирующей, эмоционально-нейтральным или негативным ее смыслом;
2) эмоционально-оценочная — средним уровнем развития самооценки волевых качеств, неадекватно заниженными или завышенными показателями самоуважения, личностной и реактивной тревожности, самооценкой общей психической активности, доминированием эмоционально-негативных или нейтральных установок при формировании стратегии жизненной перспективы (образы “Я-прошлое”, “Я-теперь”, “Я-будущее”);
3) поведенческая — доминирование экстернальных тенденций развития локуса контроля поведения, при взаимодействии в конфликтных ситуациях — склонностью к соперничеству или избегание, несформированность навыков поиска компромиссных решений, сотрудничества.
На основе анализа критериев диагностики структурных компонентов “Я-образа” — когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого — выделено уровни развития образа “Я” подростков пяти исследуемых групп (І— с лабильной, ІІ — демонстративной, ІІІ — гипертимной, IV — неустойчивой акцентуациями, V — без заостренных черт характера): высокий — неадекватно завышенный; средний — адекватный, реалистичный; низкий — неадекватно заниженный.
Результаты психодиагностики свидетельствуют, что большинству учащихся без акцентуаций характера (58,7%) свойственен средний уровень развития “Я-образа”; лабильного (52,4%), неустойчивого (59,3%) типов — неадекватно заниженные показатели; демонстративного (51,3%), гипертимного (50,8%) — неадекватно завышенные.
С целью формирования у подростков-акцентуантов адекватного уровня развития “Я-образа” разработана и апробирована система психокоррекции, которая направлена на оптимизацию: 1) когнитивного компонента “Я-образа”; 2) эмоционально-оценочного; 3) поведенческого; 4) овладение учащимися навыками психофизиологической релаксации, мобилизации внутренней энергии и усилий для преодоления состояний тревожности, развития волевых качеств характера и т.д.
В результате проведенной психокоррекционной работы повторная диагностика уровней развития “Я-образа” подростков свидетельствует о наличии положительных изменений в структуре личностной рефлексивности учащихся — ее усложнении, реалистичности и т.д.; развитии адекватности самоотношения, самооценки, волевых черт характера, личностной и реактивной тривожности, положительной стратегии жизненной перспективы (образы “Я-прошлое”, “Я-теперь”, “Я-будущее”); формировании интернальных качеств субъективного локуса контроля поведения, навыков сотрудничества и поиска компромиссных решений.
На основе полученных выводов разработаны практические рекомендации для школьных психологов, учителей-классоводов по диагностике и коррекции поведения акцентуированных подростков с наиболее распространенными типами заостренных черт характера.
Дисертацію присвячено питанням процесу становлення “Я-образу” підлітків з найбільш поширеними акцентуаціями характеру. У дослідженні теоретично обгрунтована модель формування “Я-образу” підростаючої особистості; встановлено загальні та індивідуальні особливості розвитку окремих структурних компонентів моделі “Я-образу” (когнітивного, емоційно-оцінного, поведінкового) у поєднанні з індивідуально-психологічними характеристиками чотирьох найбільш поширених у сучасних школярів типів акцентуацій — лабільної, демонстративної, гіпертимної, нестійкої; практично перевірена система психокорекційної роботи, зорієнтованої на оптимізацію розвитку адекватного “Я-образу” підлітків-акцентуантів.