The thesis is promoted to maintain candidate scholar degree in pedagogics; speciality 13.00.02 – theory and methods of teaching the Ukrainian language. – National pedagogical university named after M.P.Dragomanov, Kyiv, 1999.
The scientifically substantiated and experimentally checked methodical system of the work on forming the 5-9th forms pupils’ skills and habits in business speech and the most important demands as to the oral and written business speech in the light of the Law about languages are logically and competently stated in it.Methods proposed in the thesis favour to raise quality of teaching business speech of pupils.
Диссертация посвящена исследованию проблемы обогащения устной и письменной деловой речи учащихся 5 – 9 классов на уроках родного языка. Обоснованные принипы и методика работы с учениками представляют собой новое направление в области теории и методики обучения деловой речи, которая базируется на учете психологических и психолингвистических факторов в процессе овладения знаниями.
В работе излагается научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система работы по формированию умений и навыков деловой речи школьников, обоснованы актуальность исследования, установлены его цель, объект, предмет, сформирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определены основные дидактические и методические функции школьного учебника по украинскому языку.
В первом разделе рассмотрено лингвистические понятия, которые легли в основу исследования (устная и письменная деловая речь, лингво-методические подходы, методы, приёмы обучения), исследовано различие в их трактовании. Проанализирован ход решения проблемы в современной школе, из выпускников которой будет сформирован в следущие десятиле-тия управленческий аппарат, административно-хозяйственные, государст-венные, частные учреждения и предприятия.
Во втором разделе анализируются методические пособия, школьные программы и учебники, предоставлен опыт лучших учителей Винницкой, Киевской и Черкасской областей по рассматриваемой проблеме.
В результате констатирующего среза знаний, умений и навыков выя-влены типичные недостатки в работе по деловой речи в школе, что помог-ло выделить главные задачи экспериментального исследования. Установ-лено, что доминируют низкий и средний уровни. Это ещё раз подтвержда-ет актуальность избранной нами темы исследования.
В третьем разделе проверено эффективность методической техноло-гии и поэтапного формирования культуры речи у учащихся.
Создавая систему упражнений для исследования, мы исходили из то-го, что это должна быть логически продуманная последовательность умст-венных действий и операций, которые основаны на знании особенностей коммуникативных качеств речи.
Изложены результаты экспериментального исследования: обоснованы формы и методы проведения учебных занятий, определены оптимальные приёмы контроля учебной деятельности школьников. Анализ результатов формирующего эксперимента свидетильствует об эффективности предло-женной методики деловой речи в учащихся 5 – 9 классов.
Материалы диссертации дают теоретико-методические основа-ния для совершенствования программ, учебников и пособий. Основные результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школ различных типов, педагогических училищ, институтов, университетов.
У дисертації викладено науково обгрунтовану та експериментально перевірену методичну систему роботи над формуванням умінь і навичок ділового мовлення в учнів 5-9 класів, логічно і грамотно висвітлені най-важливіші вимоги на сучасному етапі, що стосуються українського діло-вого мовлення в світлі Закону про мови.
Запропонована в дослідженні методика сприяє підвищенню якості навчання ділового мовлення школярів.