Дисертація присвячена теоретико-експериментальному обгрунтуванню модульних технологій у середній загальноосвітній школі як необхідній передумові ефективного реформування національної освіти. Розглядається сучасний стан технологічного забезпечення освітнього процесу, характеризуються зарубіжні і вітчизняні версії модульного навчання, описується модель трирівневої технологічної організації педагогічних взаємин у класі (змістовий, організаційний і метасистемний модулі).
Проведене теоретичне та експериментально-дослідне порівняння ефективності цілісних модульних технологій навчання за набором взаємозалежних параметрів, критеріїв, показників і методів системного дидактичного пізнання. Доцільність модульних технологій доведена емпіричними і тестовими засобами комплексного дослідження, що вказують на зростання дидактичної компетентності учителів і культурний розвиток учнів модульних шкіл.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному обоснованию модульных технологий в средней общеобразовательной школе как необходимой предпосылке эффективного реформирования национального образования. Осуществлено сравнение этих технологий на предмет инновационной полноценности и возможности массового внедрения, предложена их классификация и экспериментальная программа экспертно-диагностического изучения.
Рассмотрен вопрос современного состояния технологического обеспечения учебного процесса, предложена модель трехуровневой технологической организации педагогического взаимодействия в классе (содержательный, организационный и метасистемный модули), теоретически выделены и критически проанализированы основные версии модульного обучения. Инновационная полноценность модульных технологий обучения концептуально обоснована по таким параметрам: целевая ориентация обучения, характер педагогического взаимодействия, позиция участников, научное проектирование содержания, диагностическое обеспечение, модернизация организационных форм, психодраматическое осуществление образовательного цикла, новое программно-методическое обеспечение, оптимальность функционирования технологической системы.
Целесообразность модульных технологий обучения доказана при помощи набора взаимозависимых параметров, критериев, показателей и методов системного дидактического познания. Психолого-педагогическая экспертиза этих технологий показала, что их эффективность определяется: а)30-минутной формой организации учебных занятий; б)точностью научного проэктирования и мастерством внедрения конкретных технологических схем обучения; в)социально-ролевой готовностью учащихся диалогически сотрудничать с учителем; г)использованием инновационных программно-методических средств (мини-учебники, программы самореализации и т. п.); д)передачей части управленческих функций учителя учащимся и увеличение пространства конструктивной инициативы, критической рефлексии и творческой самоактивности последних.
Тестовое исследование эффективности модульных технологий обучения выявило существенное возрастание дидактической компетентности учителей экспериментальных школ, в частности их способности к инвариантному ведению развивающего педагогического взаимодействия, личностной самоактуализации в процессе разворачивания паритетной образовательной деятельности, что свидетельствует о гуманизации и культурном обогащении школьной среды. Объективно достоверным является положительное влияние указанных технологий на личностное, в том числе интеллектуальное, развитие учащихся: количество дезадаптированных учеников в модульных школах уменьшилось на 14,1%, неадаптированых – 18,0%, имеет место рост умственных способностей учащихся в диапазоне от 13,2%, до 23,79%.
The dissertation is devoted to the theoretical and experimental substantiation of modular technologies in the secondary school as a prerequisite of effective reformation of national education. The state of the art of technological provision for educational process is considered, the foreign and national versions of modular instruction are characterised, the model of three level technological organisation of pedagogical relations in the classroom (content, organisation and metasystem modules) is described. The efficiency of holistic modular instruction technologies has been theoretically, experimentally and through compared with the help of a set of criteria, parameters, indicators and methods of system didactic cognition. The expedience of modular technologies has been proved with the empirical and testing means of a complex research, which indicate the growth of teachers” didactic competence and modular schools students” cultural development.