The thesis is dedicated to the complex analysis of the vocabulary of religions origin – the religions holidays’ appellations – as the lexical units with temporally event semantics which have binary-denotative relation to the specific significative meaning. The research work defines the status of the language units arranging paradigmatically into subject– matter group, within the framework of which the system relations are formed: their referable correlation can be found out and the pragmatic components can be distinguished in their structure.
The morphology-syntactical modifying of heortonyms and their quantitative structure and the functions of the units in the syntactic structure of the sentence are analyzed in the research work. The regular structural types of the religious holidays appellations are represented.
The role of the event-temporal nominatives in the formation of the semantically - syntactical sentence building are defined, and the existing between them semantic relations-attributive, objective, adverbial, comparative – are analyzed.
The research can prove that the religious holidays’ appellations can be treated as the units of language and speaking in applicative zone of equipollent opposition which is formed by means of the intersection of the semantic fields of events and temporality; co-ordinate and capacity of application zone caused by the syntactical position of the religious holidays’ appellations.
Диссертация посвящена комплексному анализу культовой лексики – названиям религиозных праздников – как единиц с событийно-темпоральной семантикой, имеющих бинарную денотативную отнесённость и специфическое сигнификативное значение.
В работе определяется статус языковых единиц, которые на лексическом уровне парадигматически структурируются в тематическую группу и объединяются по семантическим признакам ’праздник’, ’религиозное’. Официальный культовый геортикон состоит из трёх подгрупп: наименования праздников в честь Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и подвижнических праздников. Отдельно выделяется группа наименований постов. Систематизация исследованных единиц проводилась с учётом параллельного функционирования в современном украинском языке официально-церковных и народных наименований.
Устанавливаются системные отношения между наименованиями религиозных праздников; выявляется их референтная отнесённость; выделяется прагматический компонент в их структуре.
Определяются морфологические структурные типы геортонимов: имя существительное – имя существительное, имя существительное – имя прилагательное, имя прилагательное – имя существительное.
Анализируется синтаксическая позиция наименований религиозных праздников: подлежащее в полном и неполном простом двусоставном предложении; главный член односоставного именного предложения; присловная позиция дополнения, определения и обстоятельства.
Выделяются семь инвариантных структурных типов, которые допускают количественные вариации и варианты. Исследуются модификации заданных структурных типов в пределах падежной парадигмы (речевые варианты).
Определяется роль событийно-темпоральных номинативов в формировании семантико-синтаксической организации предложения, в котором они выступают в качестве субъекта при грамматическом предикате; грамматического предиката; предикатного или непредикатного элемента.
Рассматриваются мотивированные темпоральными синтаксемами – наименованиями религиозных праздников – семантические отношения: объектные, атрибутивные, адвербиальные, компаративные.
Проведенное исследование свидетельствует, что названия религиозных праздников имеют специфическое проявление как единицы языка и речи и занимают аппликативную зону в эквиполентной оппозиции, которую образуют семантические поля событийности и темпоральности, координаты и объём определяемой зоны обусловлены синтаксической позицией названий религиозных праздников.
Дисертацію присвячено комплексному аналізу культової лексики – назв релігійних свят – як одиниць з подійно-темпоральною семантикою, які мають бінарну денотативну віднесеність і специфічне сигніфікативне значення.
У роботі визначається статус мовних одиниць, які на лексичному рівні парадигматично структуруються у тематичну групу. Встановлюються системні відношення між найменуваннями релігійних свят, з’ясовується їх референтна віднесеність, ви¬ок¬ре쬬люється прагматичний компонент в їх структурі.
Аналізується морфолого-синтаксичне варіювання номінативів та варіювання їх кількісного складу, а також функції досліджуваних одиниць у синтаксичній структурі речення, моделюються регулярні структурні типи назв релігійних свят.
Визначається роль подійно-темпоральних номінативів у формуванні семантико-син¬таксичної організації речення, досліджуються вмотивовані ними семантичні від¬но¬шення : атрибутивні, об’єктні, адвербіальні, компаративні.
Проведене дослідження свідчить, що найменування релігійних свят мають специфічний вияв як одиниці мови і мовлення і заповнюють аплікативну зону в еквіполентній опозиції, яку утворюють семантичні поля подійності і темпоральності; координати і обсяг зазначеної аплікативної зони зумовлені синтаксичною позицією найменувань релігійних свят.