Дисертацію присвячено питанням функціональних та структурно-граматичних особливостей неповних та еліпсованих конструкції в умовах комунікативної діяльності (діалогічного та монологічного мовлення). Дослідження неповних структур проведено у комуні-кативному, семантичному і формально-граматичному аспектах на матеріалі текстів розмовного мовлення, фольклору та української літератури, у сфері яких виявляється специфіка аналізованих конструкцій. У роботі з’ясовано функціональну специфіку неповних речень як своєрідної семантико-граматичної категорії, що бере участь у формуванні висловлень, реплік діалогів, ширше — у текстоутворенні відповідно до виконання комунікантами прагматичної настановки мовлення. Тим самим розкрито граматичну природу опущення членів речення й еліпсису як явищ динамічного (експресивного) синтаксису сучасного усного і писемного мовлення.
Исследование посвящено функциональным и структурно-грамматическим особенностям неполных и эллиптических конструкций в условиях коммуникативной деятельности (диалогической и монологической речи). Анализ неполных предложений произведен с учетом современных тенденций исследования синтаксиса, которые предусматривают не только дифференциацию, но и интеграцию аспектов для его описания:
1) коммуникативного, что отражает установку сообщения;
2) семантического, который составляет смысловую организацию предложения;
3) формально-синтаксического, что представляет тип, грамматическую структуру предикативной конструкции.
Основной акцент делается на коммуникативном аспекте языка, который предусматривает наличие единой структуры языковых единиц общения, объединенных неразрывной связью смысловой и формальной сторон. Если при формировании различных языковых моделей выделяется то или иное качество единицы языка, то изучение какой-либо языковой единицы как элемента реальной коммуникации требует не разделения этой единицы на ее элементы или качества, а, наоборот, комплексного изучения всех сторон объекта исследования, направленного на раскрытие сущности коммуникативного акта. Такой подход позволяет рассматривать формально-синтаксическую неполноту предложения как структурно-семантическую языковую категорию на уровне функционирования в процессах общения.
В таком ракурсе неполные предложения мыслятся как результат стремления коммуникантов к простоте и точности высказывания, которые достигаются путем интеграции вербальных и невербальных средств выражения. При этом первые служат материальной основой для выражения сообщения, а вторые выполняют лишь вспомогательную дейктическую функцию, употребляются при сообщении повторяющегося смысла.
Обязательным условием для такого взаимодействия есть:
1) существование одного и только одного лица, предмета, явления, действия, которые находятся в центре внимания коммуникантов и мыслятся как объекты обсуждения (допускается наличие идентичных объектов);
2) вербализированное говорящим сообщение имеет достаточно средств для идентификации слушающим такого объекта.
Основным показателем неполноты выступают нереализованные прямые или обратные валентные потенции эксплицитно выраженных членов предложения, которые свидетельствуют о нарушении синтаксических связей и отношений между его компонентами. При этом валентные свойства предложения в реальных условиях функционирования могут расширяться или, наоборот, сужаться под воздействием внешнесинтаксических факторов. Поэтому при выявлении опущенного члена предложения необходимо руководствоваться как внутренними показателями предложения, так и внешнесинтаксическими.
Функциональная специфика неполных предложений обнаруживается в конкретных ре-чевых актах. В связи с этим различаются неполные конструкции диалогической и монологи-ческой речи. В первом случае неполнота синтаксических единиц обуславливается правилами диалогического общения, пресупозицией коммуникантов, временем, отведенным для общения, типом речи и формой диалогического взаимодействия: “вопрос – ответ”, “сообщение – продолжение”, “побуждение – ответ”, “обращение – переспрос” и др. Нередко коммуникативну функцию участников диалога помогает реализовать визуально-чувственная ситуация, которая сопровождает общение. Результатом воздействия этих факторов выступают контекстуальные и ситуативные предложения диалогической речи.
В монологической речи коммуникативная деятельность говорящего воспринимается как текст, состоящий из связанных между собой предложений. Их взаимосвязь обеспечивается единством мысли, а также специфическими средствами связи, разновидностью которых выступают незамещенные позиции в формально-грамматической схеме предложения. Они заполняются преимущественно из контекста, что обеспечивает проникновение смысловой связи в структуру предложения и взаимосвязь предложений в тексте. Поэтому в монологе возникновение неполных предложений обуславливается преимущественно макро- или микроконтекстом, что способствует возникновению контекстуальных и эллиптических предложений монологической речи.
Неполноту формально-синтаксического состава контекстуальных предложений как ди-алогической, так и монологической речи могут вызывать незамещенне позиции подлежащего, сказуемого (главного члена односоставного глагольного предложения), дополнения, обстоятельства или сразу нескольких членов предложения. В ситуативных структурах некоторые ограничения существуют для косвенного дополнения и обстоятельства. В эллиптических структурах чаще всего опускаются глаголы с семантикой бытия, наличия, существования и их варианты со значением отрицания или делексикализированные (лексикализированные) глаголы с семантикой способа расположения в пространстве или восприятия в функции бытийного глагола. Неполнота предложений этого типа может достигаться и путем невербализации глаголов со значением перемещения в пространстве, движения, интенсивного действия., говорения, побуждения к действию, вопроса, поздравления, пожелания и др. Эти глаголы, как правило, выполняют синтаксическую функцию сказуемого или главного члена односоставного глагольного предложения. Значительно реже явление эллипсиса вызывается опущением существительного в роли подлежащего или дополнения. Определение же не предполагается формальными показателями неполного предложения, то есть функционирует как факультативный член предложения. Его опущение не создает синтаксической неполноты какого-либо типа предложения.
Коммуникативная организация неполного предложения выражается в его актуальном членении, направленном на выражение актуальной в данный момент информации (ремы), тогда как тема задается контекстуально, ситуативно или посредством импликации.
Такой подход к проблеме позволяет значительно расширить научное познание функций неполных предложений как семантико-прагматической категории, которая участвует в формировании высказываний диалогической и монологической речи соответственно к выполнению коммуникантами прагматической установки общения. Тем самым раскрыто грамматическую природу опущения членов предложения и эллипсиса как явлений динамического синтаксиса.
Исследование проведено на материале текстов украинской литературы и разговорной речи, которые наиболее ярко представляют специфику функционирования анализированных конструкций.
The dissertation is dedicated to the questions of functional and structural-grammatical peculiarities of incomplete and elleptic constructions under conditions of communicative activity (dialogical and monological speech). The research of the incomplete structures is conducted from the point of communicative semantical and formal-grammatical aspects based on the material of the colloqual speech texts, folklre, and Ukrainian literature, in the sphere of which the specific features of the analysed constructions is manifested. In the thesis the functional aspects of the incompleted sentences as a specific semantico-grammatical category, which takes part in statement formation dialogical replies and text-formation correspondingly to the performing of the pragmatical orientation of the speech by the communicants are dislinguished. So, the grammatical nature of onciting of the parts of the sentence and ellipsys as phenomena of dynamic syntax of modern oral speech and writing is clesred up.