У дисертації аналізується багатогранна поетична творчість Євгена Маланюка в контексті поезії “Празької школи” та його власної теоретичної програми. Досліджуються витоки та специфіка розвитку поетичної манери автора, з"ясовується його роль та місце в українському літературному процесі, зокрема еміграційній його частині.
Диссертация посвящена изучению творческой индивидуальности одного из великих украинских писателей 20 ст. – поэта, историософа, культуролога, литературоведа – Евгена Маланюка, анализу его поэтической манеры в типологических сопоставлениях с явлениями литературной жизни украинской эмиграции.
В исследовании реконструирована картина литературной жизни украинской эмиграции в период межвоенного двадцатилетия (1921 – 1939), определены факторы, влиявшие на развитие “Пражской школы” украинских поэтов. Исследуя эстетические программы Е.Маланюка, Ю.Дарагана, Ю.Липы, Олены Телиги, Л.Мосендза, О.Ольжича, других “пражан”, автор доказывает, что творчество поэтов этой поэтической группы декларировало идею украинской государственности, и это объединяло их с западноукраинской и советской литературой, но с противоположной (к литературе советской) идеологической направленностью, другим эмоциональным настроем – стоического трагизма и надежды. В литературе эмиграции выделяются черты романтического мироощущения, элементы неоромантизма в поэтике, что подтверждает идею духовного единства литературы разделенной Украины.
В работе анализируются особенности поэтического мышления Евгена Маланюка на примере использования поэтом контрастности как одного из основных средств его поэтики, эстетического функционирования системы образов - степь, ветер, река, небо, поле боя, города, где “ проходили дни” поэта-эмигранта, образов классической зарубежной литературы, которые тесно переплетены с образами украинской мифологии, истории, культуры.
Используя не только поэзию, но и литературоведческие, культурологические труды, биографические факты, эпистолярий поэта, воспоминания о нем, автор доказывает тесную взаимосвязь мироощущения и тематики творчества. Психологический аспект ментальности поэта, его рыцарского духа, статус эмигранта являются особенно важными элементами в постижении феномена Евгения Маланюка.
Осуществлен анализ историософской концепции мислителя в контексте историософских исканий В.Лыпинского, Ю.Лыпы, О.Ольжича. Раскрыты разные ипостаси всеобъемлющего амбивалентного образа Украины, который представлял собой свободную композицию образов, топосов, символов, насыщенную эмоциями и передающую драму истории Украины с давних времен до современности поэта.
Посредством психосинтеза в диссертации рассмотрена проблема раздвоения лирического героя. Длительная социальная зависимость, генерализация гражданских и профессиональных ролей (“персон”) поэта привели к ложному самоотождествлению Евгена Маланюка, возникновению “суперперсоны” (по параметру авторитетности – “залізних імператор строф”, “гладіатор рим”, “варяг”; по параметру референтности - “син свого народу”, “мобілізований добою”).
Прослежен процес постепенного освобождения сущности поэта от господства личности. Анализируются любовная, философская, религиозная лирика Евгена Маланюка как важные грани индивидуальности и творчества поэта.
The dissertation analyses the versatile poetic creativity of Yevhen Malanuyk in the context of Prague group poetry and his own theoretical program.
The author researches the sources and specific character of the poet’s style, defines his role and place in Ukrainian literary proсess, especially during his emigration period.