В дисертації представлено матеріали експериментального вивчення особистісної рефлексії у підлітковому віці, розширено теоретичні та методичні уявлення про особливості розвитку і сутність даного феномена та розроблено комплекс методик для його діагностики. Виявлено, що внутрішня природа даного феномена пов’язана з осмисленням і переосмисленням особистісних змістів (різних образів «Я») в минулому, реальному, майбутньому. Встановлені види особистісної рефлексії підлітків: ретроспективний, ситуативний, перспективний. Доводиться, що розвиток особистісної рефлексії відбувається опосередковано - через прийняття підлітком особистісної позиції (продуктивної чи репродуктивної) і мотивується сприйняттям музики. Визначені критерії і рівні розвитку саморефлексії та її видів у підлітків. Доведена ефективність розробленої системи навчально-виховних заходів, яка включала в себе серії занять (твори, ігрові імітації, імпровізації, проекції) та психологічні техніки, вправи і прийоми щодо саморозвитку і самовиховання особистісної рефлексії підлітків при сприйнятті ними класичної і сучасної музики.
Диссертационная работа посвящена исследованию генезиса личностной рефлексии подростков. В процессе теоретического анализа установлено, что в современной психологии рефлексия изучается в четырех аспектах: кооперативном, коммуникативном, интеллектуальном и личностном. В контексте последнего делается акцент на активизацию принципа саморазвития личности и в соответствии с ним культивируется развитие личностной рефлексии на различных возрастных этапах. Выделено одно из наиболее перспективных направлений, в русле которого активизируется мотивация рефлексии на основе взаимодействия личности с произведениями различных видов искусства. В контакте с искусством, особенно в процессе художественного общения с музыкой, у личности возникает непроизвольный акт самоосознания, рефлексии. Такая транспозиция внимания на самого себя осуществляется и произвольным способом как регулятивный механизм самопознания. Обосновывается выбор музыки в качестве мотивационного и эмоционального агента становления личностной рефлексии в отрочестве.
В результате анализа роли рефлексии в творческом саморазвитии личности, выявления ее природы, возрастных особенностей развития, видов и функций, а также генезиса личностной рефлексии в контексте восприятия музыки, был создан комплекс методов исследования. Задача организации условий эксперимента, в котором проявления саморефлексии были бы достаточно естественными, была решена с помощью использования активного способа мотивации к самоисследованию - восприятия музыки.
Выявлено, что обеспечение «Я»- включенности» подростка в процесс осмысления себя коррелирует с личностной позицией как совокупностью отношений к себе, к своим действиям и поведению. Установлено две позиции: репродуктивную и продуктивную. Первая связана с готовностью подростков реализовывать обычные формы поведения, вторая - с готовностью к преобразованиям в самом себе и своей жизни, что характеризует конструктивное или творческое отношение к себе. Изучены также содержательно-смысловые индикаторы, определяющие те или иные личностные качества в самом себе.
Процесс изучения особенностей развития личностной рефлексии подростков (на материале восприятия музыки) дал возможность определить сущность данного понятия, установить критерии и уровни ее развития, а также дифференцировать виды даного феномена.
Личностная рефлексия рассматривается как механизм самосознания подростка, который проявляется в осмыслении и переосмыслении личностных смыслов (собственных образов «Я»), дающих новые знания о самом себе.
Основными критериями сформированности личностной рефлексии выступили рефлексивный анализ и его развернутость, организованность и вовлеченность в общую речевую продукцию подростков (сочинения, самоотчеты, продолжения предложений, импровизации). Были выделены три уровня развития саморефлексии: фиксированный, заниженный и збалансированный. Последний оказался наиболее самодостаточным для самопознания, самоутверждения и саморазвития подростков, так как базируется на достаточно обоснованной самокритичности и одновременно активизирует собственные качества, которые способствуют личностному росту.
Установлены ретроспективный, ситуативный и перспективный виды личностной рефлексии подростков. Ретроспективная рефлексия связана с осмыслением образа самого себя и причин внутриличностных конфликтов, которые возникали в прошлом. Ситуативная рефлексия обеспечивает включение целостного «Я» в реальную («тут и теперь») ситуацию и дает возможность осмыслить значимость «для меня» тех или иных сторон своей личности. Перспективная рефлексия означает создание будущего жизненного «поля» и своего образа в нем с возможными перспективами преодоления личностных конфликтов.
Становление личностной рефлексии подростков осуществлено в процессе экспресс-формирования продуктивной личностной позиции и положительного отношения к жанру классической музыки, а также формирования мотива к личностной рефлексии (на материале восприятия музыки).
В процессе апробации системы учебно-воспитательных мероприятий, синтезировавшей различные психотехники, упражнения и задания, восприятие музыки значительно улучшило качественные показатели (развернутость, организованность, вовлеченность) личностной рефлексии подростков. Рефлексивный анализ после ее прослушивания имел более широкие вариации содержательного и смыслового контекстов.
Результаты формирующего эксперимента показали, что подростки с помощью рефлексивного анализа стремятся осмыслить как собственную категорию «Я», так и категорию «Другие». В процессе переосмысления различных критических ситуаций, внутриличностных конфликтов для них открываются новые качества в самих себя. Развитие личностной рефлексии стабилизирует проявления эмоционально-экзальтированной потребности данного возраста - самоутверждения. Осознается важность самоутверждения не только перед другими (сверстниками, родителями, учителями), но и перед самим собою.
The author of the thesis has presented materials of experimental studies of teen-agers’ personal reflexion, extended theoretical and methodical ideas about peculiarities of the development and the essence of this phenomenon and worked out a complex of methods for its diagnostics. If has been revealed that the intrinsic nature of this phenomenon is connected vith the appraisal and reappraisal of personal contents (different images of «the I » in the past, present and future. If has been determined that there are various kinds of personal reflexion: retrospective, situational, perspective. It has been proved that the development of personal reflexion doesn’t go on spontaneously, but by means of the teen-ager’s taking a personal position (productive or reproductive) and is motivated by music perception. The criteria and levels of the development of the teen-agers’ self-reflexion and its kinds have been determined. The research has proved the efficiency of the elaborate system of teaching and educational measures including a series of pursuits (works, playing imitations, improvisations, projections) and psychological techniques, exercises and methods for self-development and self-education of the teen-agers’ personal reflexion while perceiving classical and popular music.