Дисертацію присвячено проблемі формування професійно-психологічної спрямованості особистості майбутнього вчителя шляхом активізації самопізнання на початковому етапі навчання в ВНЗ. У дисертації обгрунтовується поняття, зміст та структура професійно-психологічної спрямованості, особливості її сформованості у студентів педвузу, визначаються критерії діагностування (мотиви вибору та здобуття професії вчителя; загальна спрямованість навчально-професійної діяльності; інтерес до психолого-педагогічних знань; особливості професійного самовизначення; мотиваційні характеристики організаторської та комунікативної діяльності майбутнього вчителя; схильність до певного стилю спілкування при розв’язанні педагогічних ситуацій) та рівні її сформованості у студентів-педагогів (високий, середній, низький). Виявлено недостатній рівень сформованості ППС особистості майбутнього вчителя в навчально-виховному процесі у ВНЗ. Розкриті мета та шляхи її формування. Розроблено й апробовано спецсемінар з самопізнання з метою підвищення рівня її сформованості та активізації в студентів інтересу до психологічних знань, дається кількісно-якісне обгрунтування доцільності його впровадження у навчальну програму з курсів психології.
Диссертация посвящена проблеме формирования профессионально-психологической направленности личности будущего учителя средствами дисциплин психолого-педагогического цикла. В диссертации дается теоретико-аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме формирования будущих педагогов; исследуется феномен направленности в целом и, непосредственно, профессионально-педагогической; раскрывается роль психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональной направленности, задачи, пути, средства усовершенствования учебных программ по психологии в ВПУЗ.
В диссертации обосновывается понятие профессионально-психологической направленности (как динамическое психологическое образование с характерными для личности осознанными доминирующими профессиональными мотивами, которые определяют устойчивое, активно-действенное отношение личности к овладению психологическими знаниями, навыками и умениями, к ассертивно-педагогическому стилю общения в субъект-субъектных взаимоотношениях, и которое формируется посредством дисциплин психолого-педагогического цикла, обеспечивая будущим педагогам эффективность решения воспитательных, образовательных и развивающих задач в будущей профессиональной деятельности); ее содержание и структура , составными компонентами которой являются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий, непосредственно влияющие на активность студентов и по-разному проявляющиеся в их стремлении к овладению психологическими знаниями в учебно-познавательном процессе.
В работе представлены результаты исследования особенностей сформированности ППС у студентов педвузов в соответствии с указанными структурными компонентами: мотивы выбора профессии учителя и осознание ее требований и задач; особенности осознания будущими учителями своих личностных и профессиональных качеств; предрасположенность и мотивационные характеристики коммуникативной и организаторской деятельности будущего учителя, а также склонность к определенному стилю педагогического общения. На основе полученных характеристик определены критерии (мотивы выбора и приобретения профессии учителя; общая направленность учебно-профессиональной деятельности; интерес к психолого-педагогическим знаниям; особенности профессионального самоопределения; мотивационные характеристики организаторской и коммуникативной деятельности будущего учителя; склонность к определенному стилю общения при решении педагогических ситуаций) и уровни ее сформированности у студентов-педагогов (высокий, средний, низкий,). Выявлено преобладание у студентов всех курсов низкого уровня сформированности профессионально-психологической направленности, который характеризуется преимущественно ситуативными мотивами выбора профессии учителя, инфантильной направленностью учебно-профессиональной деятельности, недостаточным осознанием требований будущей профессии и личных качеств, пассивным отношением к психологии, низкой учебно-познавательной активностью, склонностью к авторитарному стилю педагогического общения. Раскрыты пути формирования профессионально-психологической направленности (стихийное формирование, самоформирование, целенаправленное формирование), ее цель (которая состоит в умелом применении студентами-педагогами приобретенных в вузе теоретических и практических знаний по психологии в реальных педагогических и жизненных ситуациях, самопознании и саморазвитии), структура цели и механизм формирования, которым в условиях вуза является рефлексия личности каждого студента, обуславливающая готовность к осмыслению необходимости и важности психологических знаний для педагога как специалиста, а повышение ее уровня возможно при условии коренных изменений деструктивных установок через целенаправленную работу по самопознанию и активизацию интереса к психологии. С целью повышения уровня сформированности профессионально-психологической направленности, самопознания и активизации у студентов интереса к психологическим знаниям, разработан и апробирован спецсеминар "Введение в психологию". Дается количественное и качественное обоснование целесообразности его внедрения в учебную программу на начальном этапе изучения курсов психологии.
Dissertation is devoted to the problem of personal professional and psychological trend of teachers to be and its forming and development by means of disciplines of psychological and pedagogical cycle. The notion, content, professional and psychological structure trend, peculiarities of its formation at higher pedagogical institutions students are substantiated as well as criteria and levels of its formation at students-teachers are defined (highand, average, low) in dissertation. The ways, purpose and aim structure of its formation are revealed here. Special seminar on selfcognition was worked out and approbated with the purpose of increasing the level of its forming and stirring up interest to psychological knowledge of students. Gualitative and guantitative substantiation of expediency of its introduction into academic programme on psychological courses is given. Worked out by the author questionares and modified and adapted to the subject under investigation methods of other authors are presented in the dissertation.