Дисертацію присвячено проблемі формування художньо-творчої активності молодших школярів засобами театральної самодіяльності.
Теоретично обгрунтовані психолого-педагогічні та методичні засади художньо-творчої діяльності особистості як оптимально можливих для успішного розвитку творчої активності. Розроблена та експериментально перевірена модель художньо-творчого процесу молодших школярів у структурі позанавчальної діяльності.
Диссертация посвящена проблеме развития художественно-творческой активности младших школьников средствами театральной самодеятельности.
В работе уточняется сущность таких понятий, как “творческая деятельность” и “творческая активность”, художественно-творческую деятельность мы рассматриваем как подструктуру на этапе формирования художественно-творческой активности. Исходя из того, что художественно-творческая активность школьников формируется при условии педагогически организованной деятельности, нами разработана модель художественно-творческого процесса. Содержание и структура модели базируются на принципах: ориентация творческих заданий на возраст младших школьников, постоянные творческие игровые тренинги, возрастание творческих качеств участников театральной самодеятельности как показатель творческой активности.
В ходе экспериментальной работы были определены критерии проявления творческих умений: владение техникой речи, воображением, адекватная эмоциональная реакция на услышанное и увиденное, владение логикой словесного действия, знание сверхзадания, владение интонационной вариативностью, подчинение ее сверхзаданию, умение взаимодействовать в словесном и физическом действии, владение пластико-мимической выразительностью.
Анализ художественно-творческой деятельности школ позволил нам определить условия развития творческой активности учеников во внешкольной деятельности: организация систематического общения учеников с произведениями искусства разных видов и жанров; формирование навыков восприятия и понимания языка, стиля и художественного своеобразия театральной самодеятельности и сценического искусства; формирование личностных установок на художественно-ценностное отношение к сценической деятельности через разнообразные формы работы; оптимальное стимулирование учеников к положительному восприятию театрального искусства, демонстрация творческих успехов.
Творческая деятельность младших школьников во внеклассной работе позволила определить функции театральной самодеятельности: а) стимулирование самопознания через художественное произведение; б) осуществление “акта сотворчества”; в) ориентация на познание авторской оценки и осмысление своего отношения к действительности; г) содействие выработке целевой установки на творчество; д) организация творческой работы на особенном литературном материале.
С целью реализации этих функций театральной самодеятельностью определены факторы педагогического влияния на младших школьников: организация творческой деятельности; создание эмоционального комфорта; наличие творческой установки на развитие собственных умений; мотивационная трансформация в ходе творческой деятельности; коррекция творческого поведения младших школьников.
Для стимулирования развития творческих умений младших школьников мы использовали методы, которые: позволяли участнику проявлять и проверять сформированность собственных творческих умений; способствовали созданию и определению ближних и отдаленных личных целей; помогали участникам в творческом взаимодействии; обеспечивали реализацию ролевых функций каждого участника коллектива в творческой деятельности.
С помощью разработанных показателей художественно-творческих умений определились уровни сформированности творческой активности: высокий (творческий), средний (репродуктивно-творческий) и низкий (репродуктивный).
Результаты исследования позволили доказать эффективность предложенной организационно-методической работы, направленной на повышение художественно-творческой активности младших школьников средствами театральной самодеятельности.
The dissertation is devoted to a problem of formation of art - creative activity of young classes students by means of theatrical amateur performance.
Psychological, pedagogical and methodical bases of art - creative activity of the person, as optimum possible for successful development of creative activity theoretically are reasonable. Developed and experimentally checked up model of art - creative process of young classes students in structure of non educational activity.