У дисертації досліджується гостроактуальний аспект професійно-педагогічної підготовки - формування готовності майбутнього вчителя до профілактики адиктивної поведінки учнів.
Теоретично обгрунтована та експериментально перевірена модель підготовки вчителя до визначеного напрямку виховної діяльності. Дане теоретико-методологічне обґрунтування поняття “готовність вчителя до профілактики адиктивної поведінки учнів”.
Вихідним концептуальним положенням є врахування особливостей педагогічної профілактики адиктивної поведінки у визначенні змісту поняття “готовність” до зазначеного виду діяльності, його структури, критеріїв та рівнів сформованості.
Запропонована модель системи формування “готовності до профілактики адиктивної поведінки” передбачає інтегративність психолого-педагогічних, методичних та організаційно-комунікативних умов, здатних сприяти забезпеченню належної ефективності теоретичної та практичної підготовки вчителя.
Обґрунтовано прогностичний аспект впровадження результатів дослідження у практику підготовки вчителя в умовах сучасної педагогічної освіти.
Розроблені рекомендації, зорієнтовані на змістовний, діяльнісний, методичний інваріанти в системі професійної підготовки.
В диссертации исследуется актуальный аспект профессионально-педагогической подготовки - формирование готовности будущего учителя к профилактике аддиктивного поведения учащихся.
Исходное концептуальное положение исследования: особености и практика педагогической профилактики аддиктивного поведения учащихся определяют содержание понятия “готовность” учителя к профилактике такого поведения, его структуру, критерии и уровни сформированости.
Понятие “готовность учителя к профилактике аддиктивного поведения учащихся” рассматривается в качестве личностного образования, которое характеризуется наличием у субъекта профилактики соответствующей нравственно-психологической позиции, интегрирующей профессиональный интерес, производственную обязанность, принципиальную личностную оценку существующих форм аддиктивного опыта и стимулирующей потребность поиска учебно-воспитательных путей педагогической профилактики аддиктивности на основе приобретённых знаний и практического опыта. Анализ психолого-педагогической литературы с позиции предмета исследования обеспечил теоретико-методологическое обоснование понятия “готовность учителя к профилактике аддиктивного поведения учащихся”, модели профессионально-педагогической подготовки учителя к профилактической деятельности.
Структуру “готовности” отражает система взаимосвязанных компонентов: мотивационного, содержательного, операционного.
На опытно-экспериментальном этапе исследования с помощью разработанных показателей определялись уровни сформированности готовности к профилактической деятельности. Диагностика сформированности “готовности” в целом, её структурных компонентов в частности предполагала 5 уровней: элементарный, интуитивно-деятельностный, конвенционный, нормативный, потребностно-конструктивный и осуществлялась с помощью соответствующих критериев.
Экспериментальная программа формирования исследуемой “готовности” предусматривала осуществление постоянного оперативного дополнения содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности студентов. А именно:
1. Насыщение содержания дисциплин педагогического цикла соответствующей информацией, касающейся организации педагогической профилактики аддиктивного поведения учащихся;
2. Обеспечение межпредметных (внутрицикловых: педагогика-психология-методика воспитательной работы-педагогическая техника-история педагогики-спецсеминар; межцикловых: предметы психолого-педагогического цикла-валеология-специальные дисциплины-общественные дисциплины) связей с целью обеспечения целостности формирования профессиональных качеств учителя-воспитателя;
3. Проведение спецсеминара “Социально-педагогические основы профилактики аддиктивного поведения учащихся”;
4. Выполнение студентами специальных заданий на различных этапах педагогической практики;
5. Вовлечение студентов экспериментальных групп в деятельность по программе информационно-методического центра профилактики аддиктивного поведения учащихся.
Реализация экспериментальной программы осуществлялась на основе последовательно выделенных этапов (познавательно-адаптивный, информационно-деятельностный, профессионально-деятельностный), адекватных конкретным этапам обучения в вузе.
Разработанная и апробированная модель организации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к профилактике аддиктивного поведения учащихся, предусматривала создание таких психолого-педагогических, методических и организационно-коммуникативных условий, которые обеспечили позитивную динамику основных показателей теоретической и практической подготовки учителя, трансформацию профессионального интереса студентов к осуществлению профилактической деятельности в производственную обязанность и личностную потребность будущего учителя, что стимулировало необходимость поиска учителем-воспитателем эффективных способов решения задач педагогической профилактики аддиктивного поведения учащихся.
The dissertation focuses on a topical aspect of professional and pedagogical training, that is forming readiness of a future teacher for the prevention of pupils` addictive behaviour.
The model of the teachers’ training for the defined direction of pedagogical activity is a theoretically grounded and experimentally based model . The theoretically and methodologically grounded concept “readiness of a teacher for the prevention of the pupils’ addictive behaviour” is given.
The conceptual point of the investigation is the peculiarity and practice of pedagogical prevention of pupils` addictive behaviour, determination of the content of the concept “readiness”, its stucture, criteria and levels of formation.
The proposed model of the “readinnes for the prevention of the addictive behaviour” system model supposes integrated psychological and pedagogical, methodical and organisational conditions providing corresponding efficacy of the theoretical and practical training of a teacher.
The prognosis aspect of the introduction of the investigation results in the practical teachers’training in the conditions of contemporary pedagogical education.
The recomendations oriented to contentional, practical, methodical variants in the professional training system were developed.