У дисертації досліджена проблема національного виховання учнів Української гімназії на уроках обслуговуючої праці. Автором проаналізовано специфіку національного виховання, виходячи з можливостей цих уроків в умовах Української гімназії як загальноосвітнього закладу нового типу. Запропоновано зміст та методику уроків обслуговуючої праці, в основу яких покладено традиційно жіночі види декоративно-прикладного мистецтва. Визначено критерії та показники національної вихованості учнів під впливом занять декоративно-прикладного мистецтва.
В диссертации освещены основные проблемы национального воспитания в условиях становления независимой суверенной Украины. Константируется серьезная деформация духовного мира учащихся вследствие деструктивных влияний со стороны тоталитарного общества.
Исследована специфика национального воспитания, исходя из возможностей уроков обслуживающего труда в условиях общеобразовательного заведения нового типа — гимназии.
В работе предложен новый подход к воспитанию национального самосознания подростков, основу которого составляет органическое соединение учебно-воспитательных технологий с содержанием и спецификой предмета “обслуживающий труд”. Изложенная система воспитания позволяет научно-обосновано наполнять содержание предмета соответствующим учебным материалом и подбирать формы организации учебно-воспитательной работы на современном этапе становления национальной школы.
В диссертации исследованы способы и средства формирования национально-сознательной личности путем приобщения подростков к богатству национальной культуры в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, в частности, традиционно женскими видами рукоделия — художественная вышивка, бисерное рукоделие, узелковое плетение техникой макраме, вязание спицами и крючком на уроках обслуживающего труда и во внеурочное время.
Установлено, что занятия традиционными видами декоративно-прикладного искусства повышают учебно-воспитательные возможности предмета “обслуживающий труд”, содействуют национально-культурному развитию. Показано, что средствами декоративно-прикладного искусства, можно привить чувства любви и уважения к народным традициям, обычаям и обрядам; интерес к истории и культуре украинского народа; потребность усовершенствовать свои знания и умения в дальнейшем творческом труде на благо независимой Украины, что и составляет национальную самосознательность личности.
Национальная самосознательность учеников определялась автором на основе целеустремленного наблюдения за их деятельностью на уроках, занятиях факультатива “Украшения для интерьера и одежды”, анализа самостоятельно выполненных практических творческих заданий, в процессе устных бесед с ними.
Обобщение экспериментальных материалов дали основания автору выделить три уровня проявления национального самосознания: высокий, средний, низкий и соответствующие критерии их оценки.
На основании анализа критериев и уровней сформированности национального самосознания в диссертации определены показатели уровня национального самосознания личности по ее отношению к окружающей действительности: отношение к гражданскому долгу; отношение к духовной и материальной культуре; отношение к людям; отношение к себе.
The thesis contains the national education of pupils of Ukrainian gymnasium at the lessons of labour training. The author studies the specific character of national upbringing, which proceeds from possibilities of the lessons at the general education establishment of new type — Ukrainian gymnasium. It has been offered the subject and the methods of the labour training, where such traditional kinds of arts and crafts as crocheting, knitting, embroidering, plaiting were learned.
The criteria and indices of national upbringing at the lessons of labour training with the help of arts and crafts have been defined.