Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням проблеми розвитку читацької самостійності учнів початкових класів. У роботі висвітлено історію та сучасний стан проблеми, визначено й науково обґрунтовано шляхи її вирішення. Запропоновано організаційно-методичну систему навчання школярів-читачів, яка розроблена з урахуванням сучасних вимог і дозволяє підвищити ефективність уроків позакласного читання на основі створення оптимальних психолого-педагогічних та методичних умов. Основні положення дисертації впроваджено в практику роботи вчителів початкових класів й одержано позитивні якісні та кількісні характеристики.
Диссертация является теоретико-експериментальным исследованием проблемы развития читательской самостоятельности учащихся начальных классов. В работе освещены история и современное состояние проблемы, определены и научно обоснованы пути ее решения.
Ретроспективный анализ научно-методической литературы дал возможность автору сделать вывод о том, что методика классного чтения в начальной школе начала развиваться с появлением первых учебников для чтения (средина XIX века), тогда как внеклассное чтение длительное время являлось составной частью внеурочной воспитательной работы и методика внеклассного чтения утвердилась только с 70-х годов ХХ столетия. К этому времени усилиями многих поколений ученых и педагогов были разработаны важнейшие теоретические основы воспитания школьников-читателей.
Современная методическая наука, используя лучшие приобретения педагогического наследия, определила основные направления литературного образования младших школьников, установила требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальных классов относительно работы с книгой. Однако решение главной задачи современной школы – формирование духовно богатой личности гражданина суверенной Украины – требует обновления учебно-воспитательного процесса в целом и использования новых резервов начального обучения в частности.
Уровень подготовки школьников-читателей 1-4(1-3) классов в определяющей степени зависит от усовершенствования подготовки учителей к проведе-нию уроков внеклассного чтения, поскольку эти уроки являются основной формой руководства самостоятельным детским чтением. В связи с этим авто-ром предложена организационно-методическая система обучения школьников-читателей, которая разработана с учетом современных требований и по-зволяет достичь повышения эффективности уроков внеклассного чтения на основе создания оптимальных психолого-педагогических и методических условий. В работе раскрыта сущность и дается детальная характеристика этих условий, важнейшими среди которых названы: целенаправленная деятельность педагога на уроках внеклассного чтения; введение учащихся в такие ситуации и виды творческой деятельности, которые способствуют развитию интереса к книге, формируют навыки читательской самостоятельности; осуществление межпредметных связей с уроками классного чтения, музыки, рисования и др.; широкое использование нетрадиционных форм занятий по внеклассному чтению (уроки-отчеты, уроки-экскурсии, уроки-КВН, интегрированные уроки и др.); использование элементов педагогики сотрудничества на занятиях по внеклассному чтению путем организации совместной деятельности учителя и учащихся; эмоциональная насыщенность занятий, введение игровых форм обучения; усовершенствование системы оценивания на уроках внеклассного чтения и др. Обязательными требованиями к реализации этих условий автор диссертационного исследования называет системный подход и комплексное их использование.
Важной особенностью предложенной системы обучения школьников-читателей является то, что она учитывает не только возрастные и индивидуальные особенности учащихся младших классов, но и национальные. В первую очередь такой подход проявляется в обновлении содержания внеклассного чтения: в списке произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения, преобладают произведения украинских писателей-классиков, книги современных отечественных писателей и представителей диаспоры, лучшие образцы украинского фольклора. В целом содержание рекомендованных произведений направлено на воспитание у младших школьников лучших человеческих качеств, на развитие национального самосознания.
Автором разработаны и представлены в приложениях к диссертации учебно-методические материалы для учителей и учащихся: список научно-методической литературы по проблемам развития читательской самостоятельности младших школьников; конспекты уроков внеклассного чтения (4(3) классы); список рекомендованной литературы для учащихся 1-4 (1-3) классов; памятки для самостоятельной работы с книгой; тексты специальных контрольных работ для определения у учащихся 4(3) классов уровня сформированности навыков самостоятельного общения с книгой и др.
Основные положения и результаты диссертации нашли практическое при-менение в учебно-воспитательном процессе и привели к улучшению таких качественных и количественных характеристик обучения школьников-читателей, как широта читательского кругозора, сформированность навыков читательской самостоятельности и положительного отношения детей к самостоятельному чтению.
The research deals both theoretically and experimen-tally with the development of reader's independence of junior pupils. The dis¬sertation considers the history and present state of the problem and is focused on the scien-tifically grounded ways of its solution. It suggests a methodics organizational system of teaching junior pupils as readers. The system is worked out according to modern demands and makes it possible to raise the efficiency of home¬-reading classes due to optimal psychological, peda-gogical and methodics conditions. The basic ideas of the dissertation applied in the process of teaching junior pupils have given results with positive qualitative and quantitative characteristics.