In the research work the questions are considered concerning to reforming of content of high pedagogical and philological education in order to enhance the ethnocultural component of preparation of pedagogical staff. The content of special courses in programme of teaching’s methodics of Ukrainian language are proposed including courses of history of linguodidactics and ethnodidactics.
In dissertation the history of Ukrainian linguodidactics is analyzed in linguonational context. The relevance of usage of Ukrainian ethnopedagogics’ means and means of influence for optimization of national-linguistic upbringing of personality are scientifically motivated. The concept of linguodidactics teaching in content of high pedagogical and philological education is created.
В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с реформированием содержания высшего педагогического и филологического образования в направлении усиления етнокультурного компонента подготовки педагогических кадров. Предлагается ввести в программы по методике преподавания украинского языка ряд спецкурсов, в том числе по истории отечественной лингводидактики и этнолингводидактики.
В диссертационном исследовании анализируется история отечественной лингводидактики в языково-национальной тематике; научно обоснована сообразность использования средств украинской этнопедагогики и средств влияния языка для оптимизации национально-языкового воспитания личности; создана концепция преподавания лингводидактики в содержании высшего педагогического и филологического образования.
Национально-языковое воспитание личности – длительный процесс, в основе которого – совершенное владение украинским языком как средством общения, создания мысли, методом познания окружающего. Фундамент для формирования языковой личности с высоким уровнем национального сознания закладываеться ещё с раннего детства, когда восприятие явлений окружающей среды, в том числе и речи, не затенены наличным эмпирическим жизненным опытом. Важным фактором влияния на формирование личности является наличие и уровень сформированнсти, развитости языкового пространства. Это сложное понятие, оно заключает в себе не только знание и использование языка с целью коммуникации, но и эндолингвистические понятия: языковую память, образно-психологическую сферу речевой деятельности, социально-физиологическую принадлежность к определённой группе общения. В исследовании на первый план вынесены историко-культурная ценность языка как нациообъединяющего элемента и программа реформирования педагогических подходов к изучению методики преподавания украинского языка с позиций этнолингводидактики, исторических вопросов украинской лингводидактики. Главные выводы исследования таковы.
Украинская этнокультура как историческое явление, система знаний и ценностей влияет на качественные характеристики учебно-воспитательного процесса. Об этом свидетельствуют постоянные обращения украинских деятелей культуры и науки к этнопедагогическим источникам, которые они (деятели) видели в фольклорных образцах.
Концептуально, структурно, организационно философия украиноведения связана с содержанием образования, об этом свидетельствует историко-педагогический ретроспективный анализ, проведённый во время исследования.
Реализация целей этнолингводидактики в содержании национального образования, став базой формирования новой национальной системы воспитания, имеет исключительное значение для формирования у молодёжи политического мышления.
Уровень подготовки специалистов в сфере образования зависити от эрудированности будущих педагогов, их умения связать знания по истории Украины, языкознанию с современными тенденциями развития общества и государства.
Анализ лингводидактических концепций украинских ученых открывает возможности для развития высшего педагогического и филологического образования, для формирования новых взглядов на содержание, цель, средства и методы лингводидактичекой науки.
Акцентируя внимание студентов на вопросах о педагогических, в частности лингводидактических, аспектах изучения украинского фольклора как системы беспрерывного национально-языкового воспитания, мы пополняем арсенал воспитательных и дидактических приёмов будущих учителей, открываем возможности для самосовершенствования, для создания на этой основе собственной педагогической системы.
Для реализации новых целей национально-языкового воспитания учащихся очень важным обстоятельством является наличие кадров, образовательный уровень и педагогическая подготовка которых позволит эффективно работать с детьми.
У дослідженні розглядаються питання, пов’язані з реформуванням змісту вищої педагогічної та філологічної освіти у напрямі посилення етнокультурного компоненту підготовки педагогічних кадрів. У програмі з методики викладання української мови пропонується зміст ряду спецкурсів, в тому числі з історії лінгводидактики та етнолінгводидактики.
В дисертаційному дослідженні проаналізовано історію вітчизняної лінгводидактики у мовно-національній тематиці; науково обгрунтовано доцільність використання засобів української етнопедагогіки та засобів впливу мови для оптимізації національно-мовного виховання особистості; створено концепцію викладання лінгводидактики в змісті вищої педагогічної та філологічної освіти.