Диссертация является историко-методическим исследованием лингводидактических идей Ивана Огиенко /Митрополита Иллариона/. В работе освещен вопрос связи языка и психических особенностей украинского этноса в концепции ученого. И.Огиенко считает, что разные языки не только по-разному называют один и тот же предмет, но и по-разному показывают восприятие этого предмета, поскольку “язык - самое ясное выражение нашей психики. Это самая первая охрана нашего психического Я” (Огиенко. Украинская культура). Отсюда богатство, гибкость, неоднообразность, гармоничность, простота и ясность в произношении, образность, поэтичность украинского языка, богатого метафорами, персонификациями, эпитетами, именами существительными и именами прилагательными в уме-ньшенной форме, глубинами фразеологии обусловлены спецификой украинского мышления, мировосприятия и мироощущения. Поэтому в иерархии лингводидактических идей Ивана Огиенко главное место отводится идее о том, что сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, языка, культурологические основы изучения символического мира и ценностных ориентаций народной культуры дают возможность определить оптимальные методы и средства влияния на языковую личность – представителя определённой нации.
Историзм в изучении родного языка – одна из ведущих лингводидактических идей Ивана Огиенко. В связи с этим, в содержание изучения вводятся: интересные сведения из истории украинского языка, развития украинской лингвистики, исторической грамматики, истории Украины, яркие сообщения о выдающихся ученых-языковедах. Лингводидактическая концепция изучения родного языка как явления, которое постоянно развивается, ориентирует на создание приемов и методов развивающего обучения. В процессе усвоения лингвистического материала ученый рекомендует не заучивать, а сознательно ставить ученика в ситуацию поиска (почему ?).
Концептуальные положения лингводидактики Ивана Огиенко проэктируют идеи личностно-ориентированного обучения, поскольку здесь учитываются не только возрастные и индивидуальные, но и национальные особенности ученика.
В лингводидактической системе Ивана Огиенко образовательные задания, которые ставит педагог, тесно переплетены с воспитательными заданиями и в комплексе создают одно неделимое. Лингводидактическая система Ивана Огиенко является практической школой национально-языкового воспитания учеников.
Дидактические труды Ивана Огиенко дают основания определить один из важных принципов построения современного национального образования – органическая связь на-родной педагогики с результатами новых исследований в области лингвистики, лингводи-дактики, этнопсихологии, возрастной психологии, которая формирует в субьектов учебно-воспитательного процесса адекватное отображение общечеловеческого сквозь призму национального, сегодняшнего - сквозь прошлое.
Теоретические положения Ивана Огиенко о взаимосвязанном изучении в школе всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической, словотворительной) освещаются в положениях функционально-комуникативного подхода к изучению языковых явлений, который охватывает все звенья языкового обучения ( и родного, и близкородственного) и все возрастные категории.
Сравнительный подход к изучению языковых явлений, предложенный Иваном Огиенко – лучший способ усвоения украинского языка билингвами. Освещение явлений украинского языка с опорой на знание русского является актуальным для русскоязычных граждан Украины и граждан украинского происхождения восточной диаспоры в наше время. Результативность теоретических положений Огиенко подтверждается разработкой положения о сравнительном методе изучения близкородственного языка.
Поскольку для своего нормального психологического развития каждый ребенок нуждается в родном языковом информационном пространстве, выделенная Иваном Огиенко проблема необходимости выработки стабильной государственной политики о повышении роли и значения украинского языка в жизни общества актуальна и сегодня. Поэтому выходные положения “Науки про рідномовні обов`язки” Ивана Огиенко, переосмысленные с сегодняшних позиций, следует направить на усовершенствование механизма нормализации украинского языка как государственного в условиях нового общественного бытия.
Определяющая роль в воспитании и обучении детей принадлежит учителю, который, кроме педагогического образования, должен иметь настоящий учительский талант и желание самоотверженно работать во имя будущего своей Родины.
В диссертации обосновано использование лингводидактики И.Огиенко для повышения эффективности педагогического процесса в современной школе. Разработано рекомендации для внедрения идей ученого в методике преподавания украинского языка с учетом актуальных проблем национально-языкового воспитания. Изучен ряд новых принципиальных положений, которые могут иметь существенное значение для формирования научной концепции современной национальной школы в период построения Украины, духовного возрождения ее народа.
The dissertation presents a historical and methodological research into the linguodidactic ideas of Ivan Ohiyenko /Metropolitan Ilarion/. It elucidates the problem of interrelation between language as a system and the ethnopsychology of the Ukrainians as viewed by scolar. Duly subs-tantiated is the implementing of I.Ohienko's ideas in the teaching process to enhance the latter's effectiveness for school of today. Ways of introducing the scholar's linguodidactic ideas into the methods of teaching Ukrainian have also been recommended by the researcher, with due regard to the topicality of national-language upbringing. A number of qualitatively new approaches essential to scientifically conceptualize the idea of the Ukrainian national school coupled with the spiritual revival of the Ukrainians in the period of nation-building have been elaborated.
Дисертація є історико-методичним дослідженням лінгводидактичних ідей І.Огієнка (Митрополита Іларіона). В роботі висвітлено питання зв`язку мови і психічних особливостей українського етносу в концепції вченого. Обгрунтовано використання лінгводидактики І.Огієнка для підвищення ефективності педагогічного процесу в сучасній школі. Розроблено рекомендації для втілення ідей лінгводидактики вченого в методиці викладання української мови з урахуванням актуальних проблем національно-мовного виховання. Опрацьована низка нових принципових положень, що можуть мати вагоме значення для формування наукової концепції сучасної національної школи в період розбудови України, духовного відродження її народу.