Дисертаційне дослідження присвячене проблемі вдосконалення професійної підготовки майбутніх вчителів математики в процесі навчання їх математич-ного аналізу в педагогічному вузі.
У дисертації визначені загальні цілі підготовки сучасного вчителя матема-тики в педагогічному вузі; спираючись на теорію мотивації діяльності, обгрунтовано необхідність у професійно спрямованому навчанні математичного аналізу майбутніх учителів математики; розроблена методична система навчання математичного аналізу, яка спрямована на підвищення рівня професійної підготовленості майбутніх учителів до викладання математики у різних типах навчальних закладів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей математики в процессе их обучения математическому анализу в педагогическом вузе.
Основные результаты исследования:
1. На основе анализа целей и задач обучения математике в разных типах средних учебных заведений на современном этапе, структуры и содержания предметной деятельности учителя математики определены общие цели подготовки современного учителя математики в педагогическом вузе.
2. Опираясь на теорию мотивации деятельности, теоретически обоснована и экспериментально подтверджена необходимость создания профессионально на-правленной методической системы обучения математическому анализу.
3. Разработана методическая система обучения математическому анализа, направленная на повышение уровня подготовленности студентов к преподаванию математики в разных типах учебных заведений.
Создание методической системы обучения математическому анализу совер-шалося путем решения таких задач:
– соответственно с общими целями подготовки учителей математики в педа-гогических вузах определены конструктивные цели обучения математическому анализу;
– разработаны рекомендации по усовершенствованию учебной программы с математического анализа в направлении повышения уровня ее професссиональной направленности;
– раскрыты возможности содержания учебного материала с математиче-ского анализа та методов обучения этой дисциплине по формированию у студентов профессионально значимых специальных (математических), методических и общепедагогических знаний и умений; разработаны методические рекомендации по их практической реализации в процессе обучения математическому анализу;
– раскрыт механизм формирования профессиональных умений, на основе которого разработана и апробирована методика формирования у студентов обобщенного умения решать математические задачи;
– определены структура и содержание основных тем курса математического анализа, которые непосредственно связаны со школьной математикой, разработана и апробирована методика преподавания этих тем, ориентированная на подготовку учителей к преподаванию математики в разных типах учебных заведений;
– разработаны учебно-методические пособия “Устранение логических пробелов школьного курса математики средствами математического анализа” и “Что должен знать учитель математики об элементарных функциях”, методическая разработка “Выпуклые функции”, предназначенные для студентов педагогических вузов и учителей математики;
– исследован возможный вклад лекционных, практических и семинарских занятий с математического анализа у профессиональную подготовку будущих учителей математики; раскрыты возможности использования проблемных методов обучения при проведении лекций и практических занятий по математическому анализу;
– выявлены возможности использования компьютера, как одного из важней-ших средств обучения, в процессе преподавания математического анализа и раскрыта его роль в профессиональной подготовке учителей математики.
4. Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы в процессе преподавания математического анализа бу-дущим учителям математики в НПУ имени М.П.Драгоманова.
Результаты обучающего эксперимента подтвердили наше допущение о том, что внедрение методической системы обучения математического анализа, кото-рая основывается на концепции профессионально-направленного обучения математическим дисциплинам, обеспечивает повышение уровня профессиональной подготовки будущих учителей математики.
he thesis is devoted to the problem of improvement of professional training of fu-ture mathematics teachers during their training the mathematical analysis at pedagogical institute.
In the thesis some general purposes for preparation of young mathematics teachers of today at pedagogical institute are determined; basing on the theory of activity motivation, the necessity of professionally aimed training of future mathematics teachers in mathematical analysis is substantiated; a methodical system of mathematical analysis directed to increasing of future teachers professional grounding level necessary for their work at differend types of educa-tional establishments is carried out.