У дисертації викладено основи теорії публіцистики як одного з різновидів літературної творчості; стисло витлумачуються такі базові для дисертації поняття, як культура мови (і мовлення), публіцистичний стиль мовлення, стилетворчі й нестилетворчі засоби публіцистики, її членування на жанри; в центрі дослідження – формування в учнів V –XI класів загальноосвітньої школи культури публіцистичного мовлення передусім на уроках української мови, а також у системі позаурочних шкільних і позашкільних навчальних і навчально-виховних заходів.
Изложению основного содержания диссертации предшествует мотивация темы исследования, охватывающей одну из важнейших проблем школьного преподавания украинского языка – формирование у школьников культуры украинской речи в её полном объёме и, в первую очередь, культуры публицистической речи. Формирование у учащихся надлежащего, соответствующего нашему времени уровня культуры публицистической речи в новом государстве - Украине- это интегрирующий, объединяющий и чрезвычайно важный процесс умственно-эмоционального обучения и воспитания личности учащегося непосредственно в условиях школы и вне школы. Лишь настойчивая и методически мотивированная, систематически проводимая работа учителей-словесников способна оказаться результативной в овладении учащимися необходимыми знаниями и практическими умениями в сфере культуры публицистической речи, являющейся одной из важнейших проявлений литературно-творческой деятельности каждого из более или менее образованных граждан, следовательно, и учащихся средних и старших классов.
Новаторство диссертации, её научно-практическая результативность нашли своё воплощение во многих качествах исследования, в частности, в том, что: исходя из в основном устоявшемся в лингвистике разграничении и толковании таких категориально важных понятий-терминов, как язык и речь, в диссертации нашли своё, в некоторой степени новое или заметно видоизменённое толкование такие лингвистические и лингводидактические понятия и соответствующие им языковые и речевые реалии, как культура языка и культура речи, стилистика языка и стилистика речи, публицистика, стили языка и стили речи, язык публицистики (или язык средств массовой информации) и публицистическая речь (или речь средств массовой информации), язык публицистики и публицистическая речь, публицистический стиль языка и публиистический стиль речи, другие стили языка и стили речи, стилеобразующие признаки стиля и др.
В диссертации представлен анализ обеих школьных программ украинского языка (1995 и 1998гг.), учебников и других пособий в той их части, которая касается проблемы формирования у учащихся наиболее действенных знаний и практических навыков публицистической речи.
С достаточной полнотой в диссертации нашла своё изложение и обоснование система форм и методов учебной работы учителей-словесников по формированию у учащихся системно связанных и практически важных элементов культуры публицистической речи непосредственно на уроках украинского языка, частично и на других уроках, особенно на уроках украинской литературы; рассмотрены формы и методы внеурочной (школьной и внешкольной) работы учителя по формированию у учащихся культуры публицистической речи (работа языковых кружков, лингвистических радиопередач и др.); предложен и разработан план кружка юных журналистов, который апробирован в ряде школ.
В диссертации изложены и обобщены результаты экспериментальной деятельности автора (с применением компьютерной техники, статистических данных) по формированию у учащихся наиболее существенных знаний и навыков культуры публицистической речи.
The thesis deals with the fundamentals of publicistic theory viewed as a kind of literary creativity, briefly defines such basic notions as culture of the language (and public speaking), publicistic speaking style, style creating and non-style creating means of publicism, its division into genres; the thesis focuses on formation of the public speaking culture of the pupils of the V-XI forms of secondary schools mainly at the lessons of the Ukrainian language, and also via the system of extracurricular educational and educative activities.