Дисертацію присвячено проблемі становлення особистості дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування, в умовах виховання у дитячому будинку сімейного типу, визначенню особливостей виховного впливу цього специфічного соціального інституту на вихованців. Теоретично обгрунтовані об’єктивні переваги педагогічного впливу сімейної опіки над дітьми-сиротами та дітьми, позбавленими батьківського піклування, перед іншими державними інституціями, що піклуються про дітей-сиріт. Розглянуто державну систему утримання та виховання дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування, особлива увага приділена сімейним формам опіки: усиновлення, опіка (піклування), дитячі будинки сімейного типу, прийомні сім’ї.
За результатами дослідження визначені особливості функціонування дитячих будинків сімейного типу, основні умови гармонійного розвитку у таких сім’ях особистості дитини, позбавленої батьківського піклування. Доведені необхідність та апробована система соціально-педагогічної підготовки кандидатів на створення дитячих будинків сімейного типу під час проведення соціально-педагогічних тренінгів.
Диссертация посвящена проблеме становления личности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в условиях воспитания в детском доме семейного типа, определению особенностей педагогического влияния этого социального института на воспитанников.
В работе характеризуется влияние специфических условий воспитания в государственных социально-воспитательных учреждениях на формирование личностных качеств, психическое развитие и социализацию воспитанников. Рассмотрена государственная система содержания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, особое внимание уделяется таким семейным формам опеки: усыновление, опека (попечительство), детские дома семейного типа, приемные семьи. Теоретически обоснованы объективные преимущества педагогического влияния семейной опеки над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, относительно воспитания в государственных учреждениях для детей-сирот.
В процессе изучения опыта функционирования детских домов семейного типа определены особенности, характерные для этого социального института как формы семейной опеки, а именно – родители биологически не связаны с детьми; в отдельных случаях существует необходимость поддержки контактов с биологическими родителями и родственниками ребёнка; родители-воспитатели являются не только воспитателями, но и выполняют большую работу по хозяйству; существует вероятность возникновения проблем между детьми в семье.
Изучение особенностей развития детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые воспитываются в детских домах семейного типа, позволило определить основные условия становления личности приёмного ребенка, которые необходимо учитывать родителям-воспитателям, особенно на этапе вхождения нового воспитанника в семью. Они формулируются следующим образом: формирование у приёмного ребёнка объективной самооценки; создание условий, способствующих освоению воспитанниками новых социальных норм; адаптация ребёнка к новому окружению; преодоление негативного восприятия окружающей среды; преодоление неуверенности и страхов ребёнка; устранение негативных проявлений и деформации социального опыта приёмного ребёнка.
В работе наводятся преимущества воспитательного потенциала детского дома семейного типа перед другими формами государственной опеки над детьми, лишенными родительской опеки, что связано с естественностью процесса воспитания; эмоциональными контактами ребенка с родителями-воспитателями, которые базируются на доверии детей к взрослым; продолжительным воспитательным воздействием родителей-воспитателей на приёмных детей; комплексным и индивидуальным подходом в воспитании; взаимозаинтересованым характером отношений между воспитанниками и воспитателями.
Определены механизмы педагогического воспитания, характерные для детского дома семейного типа как специфической формы семейной опеки, их влияние на становление личности воспитанника – эмоциональный контакт между приёмным ребенком и родителями-воспитателями, активное участие родителей в жизни ребенка, социальный пример родителей-воспитателей, общение детей между собой в условиях многодетной семьи, формирование отношений, что предполагают воспитание чувства семейной общности, этапность вхождения нового воспитанника в семью.
Изучения опыта работы детских домов семейного типа Украины позволило определить основные социально-педагогические задачи, которые решаются при помещении ребёнка на воспитание, – обеспечение наиболее полной его адаптации в социальном окружении, максимальная нейтрализация негативного опыта, компенсация недостатков физического и психического развития ребёнка.
Доказана необходимость целенаправленной подготовки потенциальных родителей-воспитателей, которая содержит следующие позиции: ознакомление с психическими особенностями развития ребёнка, который воспитывается в интернате или асоциальной семье; определение осложнений, которые могут возникнуть у ребёнка в семье; концентрация внимания родителей на оказание помощи именно ребёнку, необходимость учитывать интересы ребёнка при принятии каких-либо решений.
Разработана и апробирована система социально-педагогической подготовки кандидатов на создание детских домов семейного типа в ходе проведения социально-педагогических тренингов, что состоит из концепции подготовки кандидатов на создание детского дома семейного типа, тренинга для потенциальных родителей-воспитателей, методики проведения обучения родителей-воспитателей, привлечения социальных работников к подготовке кандидатов та социального сопровождения функционирования детских домов семейного типа.
Dissertation is devoted to issues connected with personality formation of orphans and children deprived of parental care during the process of upbringing in family type homes. It also defines peculiarities of family type homes’ influence on children’s development.
It includes description of theoretically proven advantages of family type pedagogical influence on orphans and children deprived of parental care in comparison with state institutional system of care. This work highlights features of state system of care for orphans and children deprived of parental care with special focus on family forms of care, such as: adoption, care (guardianship), family type homes, foster families.
Study has discovered features of family type homes, as well as fundamental conditions for developing comprehensively personality of a child deprived of parental care, who lives in homes of this type. This dissertation proves importance of social and pedagogical preparation of prospective carers for family type homes, in addition to this there is a description of this training system for them examined through practice.