Вплив темпераменту на формування індивідуального стилю учбової діяльності молодших школярів досліджувався з позицій всебічного, гармонійного розвитку учнів. Досліджені педагогічні умови та способи розвитку цієї проблеми. Запропонована схема цілісної характеристики індивідуального стилю учбової діяльності молодших школярів. Доведено, що індивідуально-типологічні особливості учнів здійснюють закономірний вплив на формування індивідуального стилю учбової діяльності молодших школярів, що і лягло в основу побудови типології індивідуальних стилів залежно від типу темпераменту та створення перспективних моделей формування в молодших школярів індивідуального стилю.
В диссертации освещается проблема влияния темперамента на формирование индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников в теории и практике школьного обучения. Проблема формирования индивидуального стиля конкретизируется как необходимость создания условий, при которых человек мог бы наиболее успешно реализовать свойственные ему способы действия и формы реагирования. Вслед за В.С.Мерлиным и Е.А.Климовым индивидуальный стиль деятельности определяется как интегративное понятие, объединяющее способности, мотивацию и условия деятельности. В качестве прижизненно сформированной системы действий, “личной стратегии поведения”, образующей компенсаторный механизм приспособления к требованиям деятельности, индивидуальный стиль деятельности находится в непосредственной зависимости от типа нервной системы и темперамента. Изучение именно этой зависимости составляет собственный интерес диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выбрана учебная деятельность младших школьников. Своеобразие младшего школьного возраста заключается в том, что конституционные особенности ребенка уже сформировались, а жизненно достаточного опыта для данной (учебной деятельности) еще нет. Именно это позволяет проследить зарождение индивидуального стиля учебной деятельности, определить такие задачи, в которых проявились бы наиболее характерные реакции, связанные с типом высшей нервной деятельности и темперамента, смоделировать условия, необходимые для накопления знаний, умений, навыков, при решении поставленных задач.
Высказывается утверждение, что индивидуальный стиль учебной деятельности начинает формироваться с момента обретения школьником позиции ученика, то есть, с момента осознанного принятия целей учения и зарождения самооценки. Определенный уровень учебной самостоя-тельности (интеллектуальной и поведенческой) оказывается исходной точкой формирования индивидуального стиля деятельности
Установлено, что в качестве факторов формирования индивидуального
стиля деятельности выделяются: во-первых, индивидуально-типологические особенности человека. Во-вторых, знания, умения, навыки, полученные в ходе обучения и воспитания и, наконец, в-третьих, активность самого субъекта, его направленность на оптимальную и осознанную организацию собственной деятельности, сопровождающуюся положительной мотивацией. Сформированная обозначенными факторами психологическая реальность обладает следующими признаками: 1) индивидуальный стиль предполагает не любые различия в деятельности, а только те, от которых зависит успешность ее результатов; 2) способы действия, характеризующие индивидуальный стиль, будучи типологически обусловленными, по своему качественному своеобразию формируются в процессе воспитания, в ходе овладения определенными видами деятельности (в данном случае – учебной); 3) способы действия, характеризующие индивидуальный стиль, составляют систему взаимообусловленных свойств, единый синдром, типичный для данного человека и представляющий собой обобщенный подход к решению определенных задач; 4) индивидуальный стиль характеризуется определенным соотношением ориентировочных и исполнительных компонентов деятельности.
В данном экспериментальном исследовании была предложена схема целостной характеристики индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников, которая включает в себя - содержательную и динамическую характеристики индивидуального стиля и его эффективность.
В исследовании представлены результаты диагностики влияния темперамента на формирование индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников.
Установлено, что индивидуальные особенности учеников влияют на формирование индивидуального стиля учебной деятельности, что и легло в основу создания типологии индивидуальных стилей в зависимости от преобладающего типа темперамента и создания перспективных моделей формирования у младших школьников индивидуального стиля.
На основе психолого-педагогического исследования закономерностей и тенденций формирования индивидуального стиля учебной деятельности в работе определены необходимые условия и перспективные пути развития этой проблемы.
Обнаружение зависимости индивидуального стиля деятельности от типологических особенностей ученика, в первую очередь, от свойств темперамента, позволяет характеризовать учебную стратегию сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов на начальном этапе обучения и выработать общие рекомендации учителям и родителям.
Результаты проведенного исследования показали высокую эффективность диалогической стратегии взаимодействия учителя и младших школьников на основе открытости, доверия и уважения. Только оптимальное педагогическое общение способствует формированию индивидуального стиля учебной деятельности младших школьников.
The influence of temperament on the formation of the individual style of junior schoolboy's educational activity was investigated from the position of a detailed and harmonic development of pupils. Some pedogogical conditions and the ways of studing this problem were studied. The scheme of full characteristics of junior schoolboy's individual style is proposed. It is proved that the individual peculiarities of pupils exert on the formanion of the individual activity('s)
style. It has become the foundation of the creation of the individual style('s) typology according to the predominative type of temperament and the creation of perspective models of junior schoolboy's formanion of individual style.