Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням лінгводидактичних засад навчання української мови в педагогічному училищі - вихідних положень мовознавства, дидактики, що визначають зміст і технологію (форми і методи) навчання. У роботі знайшли відображення питання, що стосуються теорії і практики навчання української мови в педагогічному училищі. Зроблено огляд історії становлення та розвитку педучилищ, сформульовано мету і завдання навчання української мови, визначено вимоги до знань, умінь і навичок студентів з навчальної дисципліни, її місце в навчальному плані; проаналізовано стан викладання української мови у педагогічних училищах та експериментально перевірено ефективність розробленої методики.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения украинскому языку. – Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова. – Киев, 2000.
Диссертация является теоретико-экспериментальным исследованием лингводидактических основ изучения украинского языка в педагогическом училище, то есть исходных положений языкознания, дидактики, что определяют содержание и технологию (формы, методы) обучения.
В работе нашли отражение вопросы, касающиеся теории и практики изучения украинского языка в педагогическом училище. Сделан обзор истории становления и развития педучилищ, сформулированы цели и задачи изучения украинского языка, определены требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по учебной дисциплине, её место в учебном плане; проанализированы программы, учебники, пособия по методике преподавания украинского языка, рассмотрены достижения и проблемы в педагогической деятельности преподавателей-языковедов.
Констатирующий експеримент засвидетельствовал недостаточный уровень знаний, умений и навыков студентов. Это помогло выделить основные задачи экспериментального исследования.
Предложена новая программа изучения курса, в которой определён обязательный минимум содержания образования, включающий основные содержательные линии – лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую, деятельностную.
С целью улучшения технологии обучения украинскому языку в педучилище была разработана экспериментальная методика. В ней предусмотрен высший уровень обучения, который сводится к рассмотрению не только нового, но и более сложного материала, свойственные педучилищу как учебному заведению первого уровня аккредитации формы и методы обучения.
Эффективность преподавания украинского языка в педагогическом училище обусловлена использованием таких форм учебных занятий: сдвоенные уроки, лекции, семинарские и практические занятия, зачеты, консультации.
Методы и приемы направлены на обеспечение проблемно-поискового типа обучения и достижения его результативности.
Среди методов и приемов особое место отводится объяснительно-иллюстративному, эвристической беседе с постановкой проблемных вопросов, наблюдению над языком и речью, языковому анализу, упражнениям, работе с учебником, словарями, справочной литературой, программированному обучению, использованию алгоритмов, тестов и т.д.
Эспериментальная методика построена на новых подходах к преподаванию украинского языка: украиноведческом, этнографическом и культурологическом. Данные подходы подчинены самому главному – коммуникативно-деятельностному, который требует не вербального заучивания языковых явлений, а выработки коммуникативных умений и навыков в процессе речевой деятельности студентов на основании речевых ситуаций – реальных или специально созданных.
Занятия по украинскому языку следует проводить как уроки словесности. Изучение языковых явлений должно проводиться на основании анализа текста в единстве содержания и формы. Это дает возможность осуществлять межпредметные связи с литературой, зарубежной культурой, народоведением и т.д. Усвоение языковых явлений на основании анализа текста дает языковеду возможности включать студентов у разные учебные действия, развивать у них связную речь, воспитывать чувство языка, формировать высокую духовность.
Успешная реализация целей обучения осуществляется использованием разных способов структурирования материала с использованием опорных конспектов, схем, таблиц, которые содержат главные теоретические сведения и факты языка.
В экспериментальной методике подчеркивается усиление профессиональной направленности занятий по украинскому языку как одного из путей формирования специальных качеств будущего классовода.
Так как украинский язык, вместе с другими учебными дисциплинами, особенно гуманитарного цикла, не только интеллектуально вооружает студентов, но и формирует их мировоззрение, главный акцент в экспериментальном обучении сосредоточен на формировании национально-языковой личности будущего учителя.
Исследования показали, что обучение по экспериментальной методике дало возможность не только глубоко усвоить теоретический материал по украинскому языку, но и сформировать языковые и речевые умения и навыки студентов.
Основные результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе высших педагогических учебных заведений первого уровня аккредитации, дают теоретико-методические основания для совершенствования учебных планов, программ, учебников и пособий.
The dissertation is a theoretical and experimental research of linguodidactical principles of teaching the Ukrainian language at Primary School Teachers’ Course – the main points of linguistics, didactics determining content and technology (forms and methods) of teaching.
The points of theory and practice of teaching the Ukrainian language at Primary School Teachers’ Course are reflected in the work. Historical review of the development of Primary School Teachers’ Course is also made.
It is suggested the aims of teaching the Ukrainian language, demands to students’ knowledge, skills and habits in discipline, which is taught, its role in Ukrainian language teaching.
It is emphasized the level of the Ukrainian language teaching at Primary School Teachers’ Course. It is proved the effectiveness of this system theoretically and practically.