Дисертацію присвячено дослідженню особливостей становлення ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя у процесі професійної підготовки.
Поглиблено та розширено зміст поняття “ціннісні орієнтації майбутнього вчителя” як центрального компоненту професійної спрямованості студента педвузу, який визначає успішність аксіологічної діяльності, формування світоглядної позиції та визначення особистісного смислу педагогічної діяльності.
Встановлено чинники, що впливають на динаміку ціннісних орієнтацій, ієрархічну структуру, шляхи та засоби їх розширення. Виявлено зв’язок змісту ціннісних орієнтацій з особистісними характеристиками студентів педвузу (рівень самоактуалізації особистості майбутнього вчителя та його професійно-педагогічна спрямованість).
Обгрунтована, розроблена та апробована система розширення цінностей майбутнього вчителя активними методами навчання, практичні рекомендації викладачам психологічних дисциплін щодо процесу становлення ціннісних орієнтацій майбутнього вчителя у процесі професійної підготовки у вищому навчальному педагогічному закладі.
Диссертационная работа посвящена исследованию психологических особенностей становления ценностных ориентаций будущих учителей в процессе профессиональной подготовки. Ценностные ориентации личности будущего учителя рассматриваются как социальные ценности, которые выступают для педагога в качестве стратегических целей его деятельности и занимают определяющее место в мотивационно-регулятивной системе, поскольку выполняют функцию устойчивого определения поведения и профессиональной деятельности, влияют на содержание и направленность потребностей, мотивов, интересов личности.
На основе теоретического анализа психологических особенностей становления ценностных ориентаций уточнены основные понятия “ценность”, ”ценностные ориентации”, ”система ценностей”, ”система ценностных ориентаций”, ”ценностные ориентации будущего учителя”. Выявлено отсутствие исследований по проблеме становления ценностных ориентаций будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.
В результате констатирующего исследования установлены объективные и субъективные факторы, влияющие на динамику системы ценностных ориентаций личности на протяжении обучения в высшем педагогическом учебном заведении. Так, выявлена связь содержания ценностных ориентаций с психологическими особенностями личности студента, в частности, их зависимость от уровня профессионально-педагогической направленности будущего учителя и самоактуализации его личности.
На основе осознания личностью дифференцированности своей системы ценностей выявлены уровни сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций будущих учителей (высокий, низкий, отсутствующий) и содержание наиболее приоритетных ценностей, которыми выступили личностные, материальные и профессиональные ценностные ориентации. Для студентов характерен преимущественно низкий уровень сформированности дифференцированной структуры ценностных ориентаций, вследствие чего они испытывают трудности при определении для себя конкретных жизненно-профессиональных целей жизни, выборе соответствующих средств их достижения.
Установлено, что большая часть студентов ориентируется на профессионально-предметные, дидактические и академические способности и недооценивает коммуникативно-перцептивные, недостаточно ориентируется на личностно-ориентированное обучение, что свидетельствует о недостаточной сформированности представлений о приоритетных ценностных ориентациях педагогической профессии.
С целью формирования представлений студентов о содержании приоритетных ценностных ориентаций педагогической профессии и их расширения разработана и апробирована система работы в виде спецкурса в учебно-воспитательном процессе.
На основе анализа педагогических ситуаций при помощи активных методов обучения осуществлялось перенесение смыслов и значений на действия и поступки, возрастание самоактивности, осознание своих жизненных и профессиональных ориентиров и реальных средств их достижения.
Результатом апробации спецкурса “Ценностные ориентации учителя” стало: осознание студентами собственной системы ценностей, уровня ее противоречивости и степени совпадения с требованиями педагогической профессии, собственного опыта испытания освоенных ценностных ориентиров, наличия конфликта ценностей, представлений о смысле жизни как доминирующей направленности личности на реализацию жизненно-профессиональных ценностей, повышение уровня самоактуализации личности, уровня сформированности диференционной структуры ценностных ориентаций.
На основе полученных выводов разработаны практические рекомендации для преподавателей психолого-педагогических дисциплин по диагностике и организации учебно-воспитательного процесса в высших педагогических учебных заведениях с целью переосмысления, расширения и становления ценностных ориентаций будущего учителя.
The thesis is devoted to investigating of the peculiarities of the formation jf value orientations of future teachers in the process of vocational education.
It was deepened and widened the meaning of the concept ”value orientations of a future teacher” as the central component of the professional direction of the students in the pedagogical institutes which defines the success of the axiological activity, the success in the formation of the world outlook and understanding of the personal sense of the pedagogical activity.
It was ascertained the factors that influence the dynamics of value orientations, their hierarchical structure, ways and methods of their broadening. It was revealed the connection between the subject – matter of the characteristics of value orientations and individual characteristics of the students of the pedagogical institutes (the level of the personal self – actualization of a future teacher and his pedagogical and professional single – mindedness).
It was established and approved the system of broadening of future teacher valuables by means of active methods of teaching. It was developed the practical recommendations for teachers of Psychological subjects concerning the process of the formation of a future teacher’s value orientations during the period of vocational education in Higher Educational Pedagogical Establishments.