Дисертацію присвячено проблемі корекції затримки психічного розвитку дітей молодшого шкільного віку, побудованої на основі спеціальної рухової діяльності. Встановлено, що такі корекційні заняття впливають на розвиток інтелекту дітей.
Дослідження розширює уявлення відносно структури інтелектуального дефекту цих дітей. Встановлені вірогідні зв'язки за показниками загального інтелекту та ментальної швидкості і розвитком функцій програмування, регуляції та контролю рухів рухового аналізатора.
Доведено, що корекційні рухові заняття позитивно впливають на функції когнітивних структур по диференціації та інтеграції сигналів, а також є досить ефективними у формуванні функцій рухового аналізатора. Робиться висновок, що в процесі корекційного навчання з цією категорією дітей слід, перш за все, приділяти увагу кінестетичному фактору.
Диссертация посвящена проблеме коррекции задержки психического развития детей младшего школьного возраста, построенной на основе двигательной деятельности. В исследовании показано, что в коррекционной работе с детьми, которые имеют задержку психического развития, важную роль играют специальные коррекционные занятия, в основе которых лежит двигательная деятельность.
Результаты исследования указывают на тесную взаимосвязь общей моторики ребёнка с показателями интеллектуального развития. Установлено, что целенаправленная произвольная двигательная деятельность может иметь существенное корригирующее значение в развитии интеллектуальной компоненты психики детей, влиять на темпы развития интеллекта.
На основе сравнительного исследования динамики структуры интеллектуальных способностей обычных детей и детей с задержкой психического развития, расширены представления относительно структуры интеллектуального деффекта детей, классификации различных форм задержки психического развития, что открывает новые возможности в коррекции указанной аномалии.
Выявлено, что лучше поддаётся коррекции вербальная составляющая интеллекта. Эта тенденция характерна как для обычных детей, так и детей с задержкой психического развития.
Установлены существенные связи между показателями общего интеллекта и ментальной скоростью (скоростью мыслительных операций), а также развитием функций программирования, регуляции и контроля движений двигательного анализатора. Существование связей говорит о важности этих составляющих психической деятельности для диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения.
Изучен механизм влияния целенаправленной двигательной деятельности в коррекции интеллектуальной компоненты задержки психического развития. Он состоит в воздействии этой деятельности на способности детей к когнитивной дифференциации и интеграции, а также функции центрального двигательного анализатора по программированию, регуляции и контролю произвольных движений.
Доказано, что коррекционные двигательные занятия положительно влияют на способности
когнитивных структур к дифференциации и интеграции сигналов. Результаты исследования могут иметь важное значение для коррекции развития механизмов когнитивной дифференцированности, ментальной скорости как субстрата интеллекта, а также быть достаточно эффективными в формировании функций центрального двигательного анализатора.
Учитывая тесную взаимосвязь показателей общего интеллекта с показателями когнитивной дифференцированности и показателями нейропсихологических проб делается вывод, что в процессе коррекционного обучения с этой категорией детей следует, прежде всего, уделять внимание кинестетическому фактору.
Исследование дополняет новыми данными знания относительно взаимосвязи физической и психической компонент в развитии ребёнка, общей моторики человека с показателями интеллектуального развития.
Результаты исследования имеют значение для организации процесса психолого-педагогической коррекции и могут быть внедрены в практику коррекционной работы классов выравнивания общеобразовательных школ, в систему дошкольного обучения и воспитания, в спецшколы для детей с аномалиями развития.
The dissertation is devoted to the problem of correction of setbacks of junior schoolchildren's psychological development which was based on moving activity. It was established that such correcting exercises influence the development of children's intellect.
The investigation increases the idea about the structure of intellectual defects of such children. Essential connection between the indicatoor of general intelect and mental speed and development of the function of programming were established. It was established that corrective moving exercises have possitive influence on the ability of cognitive structure, they are rather effective in the formation of functions of moving analyser. The conclusion is made that working with such chidren attention must be paid first of all to the moving factor.