У дослідженні здійснено ретроспективний аналіз використання історичного матеріалу в навчально-виховній роботі з дітьми, встановлено вплив формування уявлень про історію рідної країни на розвиток патріотичних почуттів, національної самосвідомості, поваги та інтересу до культури інших напродів. Обгрунтовано й експериментально перевірено ефективність змісту та методики формування уявлень дітей 7-го року життя про історію України. Підтверджено доцільність поетапного формування уявлень дошкільників, врахування інтересів дітей, створення умов для їхньої предметно-відчуттєвої, пошукової та практичної творчої діяльності, обгрунтовано необхідність співпраці родини та дошкільного закладу в цьому напрямку.
Диссертация посвящена одному из актуальных аспектов развития детей дошкольного возраста – формированию представлений об истории своей страны. В теоретической части работы сделан анализ исторической, психологической и методической литературы по проблеме исследования. Дана характеристика воздействия исторического материала на развитие личности ребенка младшего школьного и дошкольного возраста. В диссертации анализируются государственные, региональные, авторские программы обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях и начальной школе. Обобщен опыт работы воспитателей детских садов по вопросу использования исторического материала в педагогическом процессе.
В результате изучения теоретических источников установлено, что в дошкольной педагогике проблема ознакомления детей с историей страны определяется как задание умственного и патриотического воспитания. Содержание знаний детей о своей стране, формирующихся у них, зависит от потребностей существующего социального строя и воспитательных целей. В исследовании освещена необходимость ознакомления детей с историей своей державы.
Теоретический анализ показал, что в каждой стране воспитание подрастающего поколения направлено на формирование гражданина своего государства. Благодаря усвоению традиций родного народа, достижений его культуры утверждается национальное сознание личности. Важным средством формирования элементов национального сознания есть ознакомление детей с историей своего края.
В диссертации осуществлен ретроспективный анализ использования исторического материала в учебно-воспитательной работе с детьми, установлено влияние формирования представлений об истории родной страны на развитие патриотических чувств, национального самосознания, уважения и интереса к другим культурам. Представлено современное состояние данного вопроса о педагогической практике ознакомления дошкольников с историей страны, отношение воспитателей и родителей к процессу формирования у них представлений об истории Украины.
Обоснована и экспериментально проверена эффективность содержания объёма знаний об истории Украины и методика формирования их у детей 7-го года жизни. В исследовании подтверждена целесообразность поэтапного формирования понятий у дошкольников, учета интересов детей, создания условий для их предметно-чувственной, поисковой и практической творческой деятельности, доказана необходимость взаимодействия семьи и детского сада в данном направлении.
Необходимыми условиями формирования у старших дошкольников представлений об истории Украины есть достаточный уровенеь исторических знаний воспитателей и методика формирования этих знаний у детй, а также единство подходов к данному процессу дошкольного учреждения и семьи; конкретность, доступность, эмоциональная насыщенность фактов по истории Украины, которые отобраны для ознакомления детей; использование различных видов детской деятельности для создания возможностей органического и практического их использования.
В работе доказана доступность для детей старшего дошкольного возраста исторических фактов, событий, явлений, которые отображают героическую борьбу за свободу и независимость Украины, культурные достояния народа. Ребёнку доступно отражать эти знания в разнообразной игровой и изобразительной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми.
В исследовании обоснованы необходимость сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в процессе формирования представлений детей об истории Украины для обеспечения высшего уровня эмоционального отношения к событиям прошлого, накопления детьми чувственного опыта, воспитания интереса к истории своего рода. Установлено, что интерес, положительные взгляды членов семьи на исторические события Украины, определяют и соответственное отношение к ним дошкольников. Разработанная методика совместной работы детского сада и даёт возможность эффективно использовать возможности каждого социального института в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об истории Украины.
In the dissertation a retrospective analysis of use of historical material in teaching and educational work with children is accomplished, the influence of forming of notions about the history of the native land on the development of their national feelings, national self- consciousness, a profound respect and interest for other cultures are determined. The effectiveness of matter and principles of forming notions about the history of Ukraine in children of the seventh year of life is tested and proved. In the dissertation the expediency of a stepwise forming of notions of children ofpre - school age, the responsiveness of children's interests, the creation of conditions for their objective and sensible exploring and practical creative activities are verified, the necessity of a joint work of a family and child institutions in this direction is proved.