Дисертацію присвячено проблемі з’ясування ролі і місця журналу “Рідний край” (1905-1916) у літературному процесі початку ХХ століття. У роботі вперше у формі монографічного дослідження аналізуються програмові настанови і публіцистичні виступи часопису в контексті української журналістики Наддніпрянщини, показано їх значення у піднесенні національної свідомості української інтелігенції. У дисертації відзначено злагоджену і цілеспрямовану творчу діяльність редакційного комітету журналу.
З’ясовано, що збагачення художнього процесу, науково-естетичної думки відбувалося шляхом численних публікацій у часописі художніх творів, різних за жанрами і стильовими особливостями, та літературно-критичних розвідок.
Диссертация посвящена проблеме выяснения роли и места журнала “Рідний край” (1905-1916) в литературном процессе начала ХХ столетия. Подчеркивается, что на протяжении всей истории функционирования журнал был активным участником национально-культурного движения. Определен круг основных проблем, поднимаемых периодическим изданием. Обращается внимание на структуру, которая определялась тематикой журнала “Рідний край”. В работе впервые в форме монографического исследования анализируются программные установки и публицистические выступления журнала в контексте украинской журналистики Приднепровья в первое десятилетие ХХ столетия. В диссертации акцентируется внимание на целенаправленной и творческой деятельности редакционного комитета периодического издания. Исследуется участие Г.Маркевича, Г.Коваленко, Н.Дмитриева, П.Мирного и О.Пчилки в издании журнала. Определены три периода в истории еженедельника:
а) 1905 – май 1907 – полтавский;
б) сентябрь 1907 – 1914 – киевский;
в) 1915 – 1916 – гадячский.
Художественная литература, напечатанная еженедельником, рассмат-ривается в контексте развития национальной литературы. Определено, что обогащение художественного процесса, научно-эстетической мысли осуще-ствлялось путем многочисленных публикаций в журнале художественных произведений, различных по жанру и стилю, литературно-критических исследований. Литературная критика представлена различными формами - литературоведческими студиями, обозрениями, рецензиями. Анализируются произведения “Рідного краю” - поэзия, проза и драматургия.
Поэзия журнала отображает основные тенденции развития отечественной лирики начала ХХ века, которая при помощи поэтического слова стремилась пробудить национальную гордость украинцев. Поэтические произведения освещали широкий спектр проблем: Украина в период национально-освободительного движения начала века, роль поэзии в жизни нации, извечные тайны человеческого бытия и красота природы.
Констатируется, что для поэтического наследия еженедельника характерны усовершенствование ритмики и метрики, освоение новых художественных форм. Акцентируется внимание на демократическом пафосе поэзии, углублении лирики в психологию личности, использовании фольклорной имперсональности.
Установлено, что на многих произведениях отразилась характерная тенденция украинской прозы рассматриваемого периода к психологизации и лиризации изложения. Проза “Рідного краю” еще раз подчеркивает тезис о преобладании малых прозаических жанров и активном развитии фрагментарных форм: стих в прозе, эскиз, этюд. В диссертации отмечено особенность украинской эпики объединять в себе опыт других видов искусства, например, музыки и живописи.
Исследуется драматургия журнала, свидетельствующая о совметных усилиях и творческих исканиях драматургов различных эстетических направлений и мировоззрений, объединенных одной целью - создать зрелую национальную драму. В диссертации акцентируется внимание на сложной жанровой системе драматических произведений журнала, представленных комедией, драматическим этюдом, драматическими рисунками, драматической поэмой, символической драмой-сказкой.
Оценка развития национальной литературы в журнале дает право говорить о группе писателей-“краян”, которые сотрудничали с еженедельником на протяжении всего периода его существования (П.Капельгородский, Х.Алчевская, С.Мартос, П.Гай и другие). В диссертации подчеркивается влияние модернизма на внутреннюю переориентацию и эволюцию народнической литературы.
Акцентируется внимание на активной пропаганде редакционным комитетом произведений зарубежной литературы. В диссертации по-новому, с точки зрения современных достижений литературоведческой науки, рассматривается роль журнала “Рідний край” как важного этапа в развитии национальной культуры. Отражая потребности и запросы национальной жизни украинцев, журнал был своеобразной летописью их бытия, влиял на литературный процесс своего времени. “Рідний край” стремился формировать высокие идеалы добра и справедливости, что импонировало широким кругам украинской общественности.
Впервые составлен “Библиографический указатель к журналу “Рідний край” (1905-1916).
The thesis is devoted to the evaluation of the role and place of periodical "Ridny Kray" (1905-1916) in the literary process in the early of the XX century. In the work for the first time in the form of monographic analysis the programs and publicism of the magazine are analysed in the context of Ukrainian journalism of Naddnipryanshchyna in the first ten years of the XX century and their particular importance in the national, liberation and cultural movements of Ukrainian intellectuals in the early of the centure. The dissertation were explonded efficient and worth attention creative work of redaction commission of journal. Were expounded that many puplications of artistic works (in different styles) in such journal, literature critical reserches helps to reachment of artistic procces.