Дисертація присвячена формуванню художніх і конструктивних умінь у майбутніх спеціалістів дошкільного профілю.
Проведений аналіз педагогічних, психологічних, методичних джерел вказує на відсутність спеціальних досліджень з даної проблеми. На основі дослідження розроблена і обґрунтована програма курсу “Художня праця” для дошкільних відділень педагогічних вузів.
У дисертації визначена структура художніх і конструктивних умінь, виявлені основні умови ефективності їх формування, відображено процес і результати експериментального дослідження.
Методикою формуючого експерименту передбачалося створення спеціально орієнтованої творчої навчальної діяльності, спрямованої на формування художніх і конструктивних умінь за допомогою системи навчальних і творчих завдань.
Аналіз результатів формуючого експерименту свідчить про ефективність розробленої методики формування художніх і конструктивних умінь у майбутніх вихователів дошкільних закладів.
Диссертация посвящена формированию художественных и конструктивных умений у будущих специалистов дошкольного профиля.
Исследование основывается на научных идеях отечественных и зарубежных педагогов и психологов, методистов в сфере изобразительного искусства и художественного конструирования.
Осуществленный анализ педагогических, психологических, методологических источников указывает на отсутствие специальных исследований по данной проблеме. В исследовании освещена история возникновения предмета “Ручной труд”, его место и значение в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, реорганизация его в курс “Художественный труд”. Рассматриваются сходство и различие понятий “ручной труд” и “художественный труд”. На основе исследования разработана и обоснована программа курса “Художественный труд” для дошкольных отделений педагогических вузов. Содержание программы курса предусматривает изучение студентами особенностей разных материалов, технологий их обработки, основных способов конструирования и художественно-декоративного оформления изделий, методики обучения художественному труду детей дошкольного возраста.
Определена структура художественных и конструктивных умений, выявлены основные условия эффективности их формирования: процесс формирования художественных и конструктивных умений определен как интегрированный, что предусматривает: 1) овладение студентами знаниями об особенностях использования технологий материалов, умениями изготовления и художественно-декоративного оформления разнообразных изделий; творческое применение приобретенных знаний, умений (в условиях, отличных от тех, в которых они приобретались).
В диссертации отображен процесс и результаты экспериментального исследования, методика формирования художественных и конструктивных умений у будущих воспитателей дошкольных учреждений. Доказано и проверено экспериментально-исследовательской работой, что разработанные критерии сформированности художественных и конструктивных умений дают возможность корректировать и координировать процесс обучения студентов художественному труду.
Методикой формирующего эксперимента предусматривалось создание специально ориентированной творческой учебной деятельности, направленной на формирование художественных и конструктивных умений с помощью системы учебных и творческих заданий. Она включала использование интерактивных методов и приемов, самостоятельного выбора студентами заданий разной сложности с учетом собственных умений, творческий подход к решению новых заданий. Специфика практических занятий по художественному труду предусматривала использование таких организационных форм работы студентов, как работа в малых группах, в парах, индивидуальная работа, которые обеспечивали возможность самовыражения, самореализации творческого потенциала личности.
В ходе экспериментальной работы автором определены педагогические условия, которые обеспечивают эффективность формирования художественных и конструктивных умений у студентов: овладение техниками использования особенностей разных материалов; системы учебных и творческих заданий, направленных на формирование данных умений, дифференцированный подход к студентам с учетом их готовности и поощрение к выбору заданий с разным уровнем сложности. Экспериментально проверено, что учет индивидуальных интересов и склонностей в процессе занятий способствует развитию позитивного, активного отношения студентов к художественному труду. Стремление к самореализации, самовыражению.
Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной методики формирования художественных и конструктивных умений у будущих воспитателей дошкольных учреждений. Проверена ее дееспособность на практике работы с дошкольниками в детских садах. Исследование показало, что в процессе педагогической практики в дошкольных учреждениях у студентов совершенствовались художественные и конструктивные, а также методические умения обучения и развития творчества детей.
The thesis is devoted to creation of art and construtional skills of the future experts of the preschool profile.
The realized analysis of pedagogical, psychological, methodological sources specifies absence of special researches on the given problem. On the basis of research the program of course "Art work" for preschool departments of pedagogical high schools is designed and justified. In the thesis the structure of art and constructional skills is defined, the main conditions of efficiency of their creation are detected; the process and results of experimental research is described. The creation of specially oriented educational activity, directed on the creation of art and constructional skills with the help of the system of the educational and creative jobs is provided by technique of formative experiment.
The technique of formative experiment provided creation of the specially oriented creative educational activity, directional on creation of art and design skills with the help of the system of the educational and creative jobs.
The analysis of the results of formative experiment testifies the efficiency of the designed technique of creation of art and constructional skills of the future tutors of preschool establishments.