У дисертаційному дослідженні дається теоретично-методичне обґрунтування єдиного підходу до вивчення фізичних величин з метою інтенсифікації навчального процесу з фізики в основній школі. Розроблені узагальнені плани спільної діяльності суб'єктів навчального процесу з формування в учнів понять про фізичну величину та її окремі види, виявлені умови їх використання у практиці роботи вчителів.
Диссертационное исследование посвящено проблемам интенсификации учебного процесса по физике в основной школе с целью уменьшения дефицита учебного времени в практике преподавания физики в старших классах, создания условий для дальнейшего развития содержания учебного предмета, инициативы, творческой активности и самостоятельности старшеклассников.
Для достижения указанной цели в исследовании учитываются тенденции развития современной дидактики и методики обучения физики: соотнесение единиц содержания учебного предмета со структурными единицами научного знания; разделение учебного и дидактического материала; представление процесса обучения в виде систем взаимосвязанных циклов, имеющих общую базовую структуру, во время каждого из которых происходит усвоение единицы учебного содержания и другие.
Структура цикла процесса обучения отображает звенья процесса обучения, наиболее общие закономерности человеческой деятельности и процесс познания, тем самым учитывает одну из тенденций в развитии современной дидактики - поиск состава и структуры единицы процесса обучения, или его типичного шага, в котором отображается весь процесс обучения, причем "шаг" рассматривается как процесс обучения в миниатюре.
К основным результатам исследования относятся:
1) на основе анализа научной, научно-методической, учебной литературы определено содержание понятия "физическая величина", которое должно быть усвоено учениками основной школы;
2) показана необходимость раскрытия единства качественной и количественной сторон данного понятия, то есть выяснение того, что физическая величина - это характеристика одного из свойств физического объекта, общая в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальная для каждого из них;
3) результатом поиска единого подхода к изучению физических величин как основы формирования у учащихся обобщенного представления о данном компоненте содержания школьного курса физики стало создание обобщенного плана совместной деятельности учителя и учащихся;
4) обобщенный план деятельности по изучению физических величин является результатом применения общей структуры циклов процесса обучения к формированию у школьников понятий о данном компоненте содержания школьного курса физики и его отдельных видов и состоит из систем действий, связанных: с выдвижением учебной проблемы; обоснованием необходимости введения физической величины; изучением ее существенных признаков; систематизацией нового учебного материала; решением учебной проблемы; применением знаний о новой физической величине к разнообразным ситуациям; проанализировано содержание отдельных составляющих этого плана деятельности;
5) изучены особенности применения данного обобщенного плана деятельности к изучению отдельных групп физических величин (определяемых через отношение других физических величин и видов сил);
6) разработана методика введения обобщенных представлений о физической величине, учебных умений, связанных с познанием и применением существенных признаков данного понятия на первых уроках физики в 7 классе, что позволяет организовать учебный процесс, характеризуемый непрерывным развитием познавательных возможностей учащихся;
на первых уроках физики в 7 классе происходит трансформация знаний о конкретных физических величинах (протяженность, площадь, объем) и связанных с ними действий в обобщенную систему знаний и умений;
во время дальнейшего изучения физики происходит обратный процесс - используя обобщенные системы знаний и умений, вводятся остальные физические величины;
на первых уроках физики в 7 классе ученики должны не только усвоить наиболее общие признаки физической величины, но их нужно подготовить к осознанному выполнению систем действий, связанных: с изучением отдельных приборов, в частности измерительных; определением цены деления измерительного прибора; установлением производной единицы измерения физической величины; организацией и проведением лабораторных работ по прямому и косвенному измерению физической величины и составлением отчетов к ним;
7) подтверждена эффективность разработанной методики изучения физических величин в основной школе результатами педагогического эксперимента;
8) обобщенные планы деятельности помогут учителям физики организовать учебный процесс, который характеризуется высокой интеллектуальной активностью учеников, обоснованностью введения существенных признаков физических величин, осознанностью в выполнении отдельных учебных действий и их систем и в усвоении учебного материала, рациональным использованием учебного времени;
эти планы не ограничивают инициативу учителей физики, а предполагают их творческий подход к организации учебного процесса.
The theoretical-methodical substantiation of general approach to learning of physical magnitudes wish the purpose of intensification of educational process in physics at school is given in the research dissertation. The generalized plans of cooperative activity of the objects educational process for students formation of concepts about physical magnitude and its different kinds are developed, the conditions of their using in leathers practical work are defined.