У дисертації на основі аналізу психолого-педагогічних досліджень визначено структурні компоненти дивергентного мислення та показники їх вимірювання.
Порівняно вікові особливості розвитку дивергентного мислення на різних вікових етапах розвитку особистості.
Розкрито психолого-педагогічні умови стимулювання дивергентного мислення учнів на уроках фізики.
Представлено та практично підтверджено науково обгрунтовану методику розвитку дивергентного мислення учнів у навчанні фізики, що включає систему роботи вчителя фізики, систему фізичних завдань для учнів та систему принципів взаємодії учителя й учнів на уроках фізики в школі.
Запропоновано методику діагностики дивергентного мислення учнів на фізичному матеріалі, за допомогою якої підтверджено ефективність розробленої системи прийомів і завдань з розвитку дивергентного мислення.
В диссертации на основе анализа психолого-педагогических исследований выделены структурные компоненты дивергентного мышления (символическая, семантическая и образная дивергентность) и показатели их измерения (беглость, гибкость, точность и оригинальность мышления).
Разработана методика диагностики дивергентного мышления учащихся на материале школьного курса физики, которая предусматривает тестирование учащихся на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Тестовые задания позволяют измерить количественно такие показатели дивергентности, как гибкость, беглость и оригинальность мышления, а также дают возможность оценить количественно образную, символическую и семантическую дивергентность. Выделены уровни развития дивергентного мышления у учащихся старшего подросткового возраста.
Раскрыты психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию дивергентного мышления учащихся на уроках физики. К ним относятся:
- прилечение всех учащихся к творческим формам работы,
- организация учебного процесса на основе личностно-развивающего подхода,
- готовность учителя к руководству процессом формирования творческой личности.
Представлена и научно обоснована методика развития дивергетного мышления учащихся в процессе обучения физике, которая включает:
- систему работы учителя по развитию дивергентного мышления,
- систему физических заданий для учащихся,
- способы взаимодействия учителя и учащихся на уроках физики.
Предложенная система работы учителя предусматривает применение методов и приемов развития дивергентного мышления на разных этапах урока. К ним относят методы поиска альтернатив (брейнсторминг, метод новых вариантов и т.д.) и методы поиска аналогий (синектика, драматизация и т.д.). Анализ содержания каждого из них дает основание утверждать, что все эти методы основаны на переборе вариантов. Учитывая особенности дивергентного мышления, можно считать, что стимулирование учащихся к поиску разных вариантов решения задачи – это та база, на которой можно развивать дивергентное мышление учащихся.
Экспериментально подтверждено, что с переходом к юношескому возрасту рост показателей дивергентного мышления происходит за счет роста символической дивергентности в ущерб образно-семантической. Сделан вывод о необходимости развития у учащихся старшего подросткового возраста образно-семантического компонента дивергентного мышления; разработаны задания по его развитию у учащихся восьмых классов.
Задания на развитие образно-семантической дивергентности составлены для учащихся восьмого класса общеобразовательной школы. Показано, что система заданий должна способствовать согласованному развитию дивергентности и конвергентности как взаимодополняющих компонентов продуктивного мышления. В систему заданий по развитию образно-семантической дивергентности входят:
- интегрированные задачи (на составление и решение);
- задачи на вариации, которые содержат требование дать как можно больше вариантов решений проблемы;
- задачи с развитием содержания (составить из данной задачи несколько других или придумать требования к данной задаче);
- задачи открытого типа, в которых конкретно не оговорены условия протекания процесса. Такие задачи имеют несколько правильных решений в зависимости от изменяющихся условий;
- задания на развитие творческого воображения как элемента дивергентного мышления – придумывание загадок, составление опорных конспектов, написание фантастических сочинений, "превращения", рисование физических явлений, процессов и пр.;
- задания на развитие точности мышления, в которых необходимо передать смысл фразы другими словами. Такие задания развивают умение видеть физическую суть явления.
Результатами педагогического эксперимента подтверждена эффективность предложенной методики.
On the basis of the psycological and pedagogical reseaches analysis the structural components of the divergent thinking and the indexes of their measurement have been pointed out.
The comparison of the peculiarities of the divergent thinking on different levels of the age development has been carried out.
The dissertation presents the elaboration of psychological and pedagogical conditions that stimulate the divergent thinking.
The dissertation presents practically approves and the scientifically grounded method of the development of the pupils` divergent thinking in the teaching physics. The method includes: - the system of the teacher`s activities on the development of the pupils` divergent thinking, the system of the tasks on the development of the divergent thinking and the system of the principles of the contact the teacher with the pupils.
On the basis of the physics material the method of diagnosing the pupils` divergent thinking has been suggested. Due to this method the efficiency of the elaborated system of ways and tasks on the development of the divergent thinking has been confirmed.