Дисертація присвячена питанням виховання моральної свідомості учнів 5 - 7 класів на уроках трудового навчання. В роботі визначені загальні психолого-педагогічні умови впливу праці на моральний розвиток учнів, розроблена методика виховання моральної свідомості, яка передбачає формування моральних знань і виховання моральних ставлень до оточуючих під час навчально-трудової діяльності на уроках трудового навчання та застосування активних методів і спеціальних засобів навчально-виховної роботи.
Процес виховання моральної свідомості спирався на інтелектуальний розвиток учнів, який успішно відбувався за умов цілеспрямованого формування загальнотрудових навичок і вмінь та використання елементів проблемного навчання на уроках праці.
Диссертация посвящена вопросам воспитания нравственного сознания учащихся 5-7 классов на уроках трудового обучения.
В работе рассмотрены различные подходы к воспитанию нравственного сознания учащихся в учебно-воспитательном процессе. Уточнена структура нравственного сознания, определены основные её компоненты: когнитивный, мировоззренческий, поведенческий, эмоциональный, раскрыта их взаимосвязь. Дано научное обоснование процесса воспитания нравственного сознания на уроках трудового обучения: его цели, структуре, содержанию и формам организации.
Результаты теоретического исследования позволили определить психолого-педагогические условия влияния специально организованного труда на нравственное развитие школьников. К ним относятся: наличие общественно значимой цели трудо-вой деятельности, организация коллективной трудовой деятельности, творческий ха-рактер трудовой деятельности, формирование общественно значимых мотивов поведения в процессе трудовой деятельности; формирование системы нравственных знаний, нравственных отношений в процессе трудовой деятельности, положительный эмоциональный фон трудовой деятельности.
Исследование, проведённое в ходе констатирующего эксперимента, позволило в зависимости от характера нравственных знаний и отношения учащихся к одноклассникам, к результатам труда, выделить различные уровня воспитанности нравственного сознания учащихся и определить основные направления его воспитания на уроках трудового обучения.
Процесс воспитания нравственного сознания на уроках трудового обучения опирается на интеллектуальное развитие учащихся, которое успешно осуществляется при условии целенаправленного формирования общетрудовых навыков и умений с использованием элементов проблемного обучения.
Сущность методики воспитания нравственного сознания на уроках трудового обучения состоит в том, что на ряду с систематической учебно-трудовой деятельно-стью на уроке осуществляется целенаправленная работа учителя трудового обучения по формированию нравственных знаний и нравственных отношений учащихся в соот-ветствии с возможностями учебного материала. Работа по воспитанию нравственного сознания осуществлялась посредством сочетания различных форм организации учеб-но-трудовой деятельности учащихся на уроке с применением специальных дидакти-ческих средств и разнообразных методов обучения и воспитания.
С целью совершенствования организации и руководства учебно-воспитательным процессом в 5-7 классах на уроках труда, был проведён анализ содержания учебных программ по трудовому обучению для 5-7 классов, позволивший выделить блоки близких по характеру знаний, которыми должны овладеть учащиеся, а так же умений и навыков, формирующихся на уроках труда в 5, 6 и 7 классах. Содержание уроков было представлено в виде трёх основных блоков учебного материала (определённых знаний, умений и навыков):
1- блок технико-технологических сведений (сведения об основных свойствах материалов, о технологических процессах их изготовления и т.п.);
2- конструкторско-технологический блок (сведения о принципах моделирования и конструирования, о машинах и механизмах, о станочном оборудовании, элементы графической грамоты и т. п.);
3- операционно-технологический блок (сведения об основных операциях, приёмы обработки конструкционных материалов и изготовления изделий и т.п.).
На каждому уроке изучался соответствующий учебный материал, который был отнесён к определённому блоку.
В целом это позволило эффективно организовать процесс обучения и воспитания учащихся на уроках труда в соответствии с конкретными образовательными и воспитательными задачами, использовать наиболее эффективные методы и средства учебно-воспитательной работы, а также организовать процесс усвоения учащимися нравственных знаний и развивать нравственные отношения подростков.
Разработаны карточки-задания, содержащие интегративные задания, направлен-ные на формирование как общетрудовых навыков и умений, так и на формирование и закрепление нравственных знаний.
The dissertation devoted to questions of upbringing of moral consciousness of pupils 5-7 forms at lessons of labour. In the work we can see general psychological-pedagogical conditions of influence on moral development of pupils, the author worked out the methods of upbringing of moral consciousness, which deals with forming moral knowledge and upbringing of moral attitude during studying-labour activity at the lesson of labour training.
The process of upbringing of moral consciousness touches upon the problem of intel-lectual development of pupils, which realizes under condition of forming skills and using of elements of problem teaching.