Дисертацію присвячено проблемі соціального становлення студентської молоді в умовах сучасної вищої школи. У роботі проаналізовано сучасний стан соціального виховання студентів, виявлені соціально-педагогічні умови їх соціалізації у вищій школі; визначені теоретичні засади й обгрунтовано технологію соціально-виховного процесу; описано модель впливу різних соціально-педагогічних чинників на становлення особистості студента, що дозволило виявити оптимальні шляхи соціалізації, розробити програму соціально-виховної діяльності студентів університету, кардинально змінити, розширити і спрямувати змістовий аспект соціально-виховної роботи, враховуючи при цьому наступність розвитку соціально значущих якостей студента, передбачити засвоєння і поглиблення студентами основних компонентів регуляції соціального становлення (когнітивного, емоційного, поведінкового й особистісного).
Диссертационное исследование посвящено проблеме социального становления студенческой молодежи в условиях современной высшей школы. В работе дается теоретико-аналитический обзор философской, психолого-педагогической литературы по проблеме социализации личности, проанализировано современное состояние социального воспитания студентов и выявлены социально-педагогические условия их социализации в высшей школе; определены теоретические основы и обоснована технология социально-воспитательного процесса, направленного на усиление его результативности при активном взаимодействии педагога и студента.
Проведенный в диссертации теоретический предметно-структурный, операционный и содержательный анализ проблемы обуславливает понимание социализации студента как процесса и как результата педагогически организованного становления личности студента в качестве субъекта этого процесса.
Социальное становление студенчества рассматривается как своеобразная среда, в которой можно усиливать его личностные и социально значимые качества.
В ходе экспериментальной работы, которая включала исследование студентов на предмет определения их потребностей, интересов и ценностей, выявлены исходный уровень социальной личности, который характеризуется интересом к социально значимой деятельности ориентацией на общечеловеческие ценности и проявлением социальной активности, и потребность студентов в социально-активной деятельности в микро- и макросреде.
В диссертации при рассмотрении процесса социализации студентов Киевского национального торгово-экономического университета в рамках внеучебной социально-воспитательной деятельности определены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, пути и средства, которые способствуют повышению эффективности социально и личностно значимых качеств, которые в целом влияют на уровень социального становления студента.
В ходе исследовательско-экспериментальной работы, которая базировалась на описанной модели влияния различных социально-педагогических факторов на становление социальной личности студента, выявлены оптимальные пути социализации /овладение педагогами природой, структурой и механизмами личностного развития студенчества, овладение процедурой и технологией социального воспитания студентов, развивая у них социально значимые потребности и ценности/; разработана программа социально-воспитательной деятельности студентов; кардинально изменен, расширен и направлен содержательный аспект социально-воспитательной работы; предусмотрено усвоение и углубление студентами основных компонентов регуляции социального становления /когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного/.
В ходе формирующего эксперимента использовались групповые формы /микрогрупповые/ и индивидуальные формы работы, что позволило сделать предметом анализа проблему “Я и социум”, “Я-личность” и др. Доминирующими методами выступают: социально-педагогические ситуации /ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы/, деловые и ролевые игры, видеокомментарий, тренинг, анализ спроектированных и реальных ситуаций /психолого-педагогического, социально-психологического, организационного, управленческого плана/, деятельность в различных условиях, разработка индивидуальной программы самовоспитания.
В работе основной акцент по реализации программы социального воспитания сделан на деятельном аспекте процесса социализации студенчества, при этом, исходя из необходимости постоянно отслеживать процесс и результативность социализации студентов, разработаны и теоретически обоснованы 3 критерия, которые характеризуют качественное проявление результатов процесса социализации: личностный /социальная активность, эмпатия, гуманистическая направленность/, содержательный /знание сущности и особенностей социально значимой деятельности, знание основных барьеров в этой деятельности и умение их устранять, способность осуществлять самоанализ и критически оценивать свои действия/, операционный /умение ориентироваться на социально значимые ценности, умение управлять процессом самоутверждения и самореализации, умение наблюдать, анализировать и корректировать свое поведение, проявление чувств, взаимодействие/.
Дается качественное и количественное обоснование эффективности применения специально спроектированной личностно и социально значимой воспитательной деятельности, которая способствует социальному становлению личности студента.
The thesis is devoted to the problem of social formation of students youth in the up-to-date conditions of high school. In the thesis the modern state of social upbringing of students has been analysed, socio-pedagogical conditions of their socialization in high school have been identified; theoretical aspects have been defined; the technique of social upbringing has been grounded; the pattern of influence of different socio-pedagogical conditions on students personalities has been described which resulted in finding out optimum ways of socialization. All above mentioned allowed us to work out the programme of social upbringing activity for university students, to change radically and to widen the contents of social upbringing activity, taking into consideration the sequence of socially – considerable qualities development among students. It also allowed to foresee the realization by students the main components of social formation regulation (cognitive, emotional, behavioral and personal).