В диссертации освещаются роль и возможности использования декоративно-прикладного искусства для успешной реализации национально-патриотического воспитания в высших педагогических учреждениях. Обосновано и экспериментально проверено педагогические условия и методика формирования национально-патриотических черт средствами декоративно-прикладного искусства в студентов высших педагогических учреждений, разработано критерии и показатели, которые объективно характеризуют уровень приобретённых студентами знаний, умений, навыков в отрасли декоративно-прикладного искусства, национально-патриотической воспитанности, представлены данные, которые свидетельствуют об эффективности применения экспериментальной системы национально-патриотического воспитания студентов средствами декоративно-прикладного искусства. В исследовании обосновано результативность комбинированной модели обучения, которая целеустремлена на формирование социально активной, деятельной, гуманистически направленной личности студента, с высокими чувствами патриотизма и гражданских обязанностей.
На основании комплексного анализа выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности национально-патриотического воспитания будущих учителей; определено содержание, средства и качество информации об декоративно-прикладном искусстве, которыми владеют студенты, а также изменений в сознании личности, которые сопровождаются введением этой информации и экспериментальным путём проверено её результативность.
В исследовании уделено внимание вопросам повышения качества знаний и навыков студентов, расширению и углублению национально-патриотических качеств, благодаря систематическому усвоению культурно-исторических знаний, ценностей, сконцентрированных в декоративно-прикладном искусстве. Указывается целесообразность глубокого познания и овладения каждым студентом исторических аспектов, динамикой развития духовных ценностей декоративно-прикладного искусства, национальными традициями, обрядами, символами и техникой творения изделий декоративно-прикладного искусства. Организация различных форм деятельности, объединённых в систему, выявляет личностный смысл обучения, пробуждает интерес к историческому прошлому родного народа, формируют научные обоснования национальной идентификации личности, понимание критериев определения родной речи, культуры, народа. Такие формы работы развивают потребность будущих учителей в профессиональном самопознании, самосовершенствовании и творческой самореализации.
Ведущими тенденциями системы национально-патриотического воспитания студентов средствами декоративно-прикладного искусства являются проектирование и прогнозирование целеустремлённого формирования у студентов национально-патриотических качеств на основе личностно ориентированного использования декоративно-прикладного искусства.
В исследовании выявлены блоки научной и художественной информации, которые обеспечивают эффективность национально-патриотического воспитания студентов. Благодаря гармоничному объединению теоретической и практической творческой деятельности студенты овладевали творческими умениями использования приобретённых знаний на практике с учётом их интересов и возможностей.
Исследована сущность восприятия студентами художественно-образных, символических характеристик исторических аспектов становления национальных признаков декоративно-прикладного искусства, формирования у будущих учителей понимания исторических форм мировоззрения украинского народа, компонентов национального характера, в частности его патриотических качеств, этнической принадлежности.
Национально-патриотическая воспитанность студенческой молодёжи определяется сформированным национальным самосознанием личности, бережливым отношением к своему историческому прошлому, национальным достижениям, потребностью студентами расширять своё культурно-духовное мировоззрение, участием будущих учителей у возрождении и сохранении национального достояния.
Система национально-патриотического воспитания направлена на основе уже сформированных качеств и эстетических потребностей воспитывать глубокие патриотические качества, заложить механизмы самореализации личности, формировать эстетические, моральные, идейные, духовные ценности и качества у студентов средствами декоративно-прикладного искусства.
The dissertation is on the role and possibilities of the means of decorative and applied arts for successful realization of national and patriotic education in higher pedagogical establishments. Pedagogical conditions and the methods of formation of national and patriotic features by means of decorative and applied arts in the students of higher pedagogical establishments are grounded and proved experimentally; criteria and indices uhich objectively characterize the level of knowledge, abilities and skills acquired by the student in the sphere of decorative and applied arts, of national and patriotic breeding are worked out; the data testifying to the efficiency of implementing the experimental system of national and patriotic education of students by means of decorative and applied arts are provided. The effectiveness of the combined model of teachind aimed at the formation of socially active, humanistically – directed personality of a student nith a strong feelind of patriotism and civic duty is given proof of in the investigation. Our system of national and patriotic education is directed at the development of deep patriotic qualities on the basis of already moulded features and esthetic needs; at laying the mechanisms of self – realization of an individual, at the formation of esthetic, moral, ideological and cultural values and qualities of the students by means of decorative and applied arts.
В дисертації висвітлюються роль та можливості засобів декоративно-ужиткового мистецтва для успішної реалізації національно-патріотичного виховання у вищих педагогічних закладах. Обґрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови і методика формування національно-патріотичних рис засобами декоративно-ужиткового мистецтва у студентів вищих педагогічних закладів, розроблено критерії та показники, які об’єктивно характеризують рівень набутих студентами знань, умінь, навичок в галузі декоративно-ужиткового мистецтва, національно-патріотичної вихованості. Подані дані, які свідчать про ефективність впровадження експериментальної системи національно-патріотичного виховання студентів засобами декоративно-ужиткового мистецтва. В дослідженні обґрунтовано результативність комбінованої моделі навчання, яка цілеспрямована на формування соціально активної, діяльної, гуманістично спрямованої особистості студента, з високими почуттями патріотизму та громадянського обов’язку. Наша система національно-патріотичного виховання спрямована на основі вже сформованих рис та естетичних потреб виховувати глибокі патріотичні якості, закласти механізми самореалізації особистості, формувати естетичні, моральні, ідейні, духовні цінності та якості у студентів засобами декоративно-ужиткового мистецтва.