В дисертації досліджено шляхи підвищення практичної значимості навчання майбутніх учителів інформатики апаратних і системних програмних засобів у вищих педагогічних навчальних закладах, теоретично обґрунтовано і експериментально підтверджено необхідність доповнення змісту навчання і удосконалення системи навчання майбутніх вчителів інформатики, створено і впроваджено в навчальний процес вищих педагогічних навчальних закладів окремі компоненти методичної системи навчання апаратних і системних програмних засобів сучасних ІКТ, показано, що впровадження розроблених компонентів методичної системи навчання суттєво покращує підготовку студентів до майбутньої професійної діяльності.
Диссертация посвящена проблемам подготовки учителя информатики общеобразовательных учебных заведений в высшем педагогическом учебном заведении. Повышение уровня подготовки учителей информатики остается актуальной, важной и социально значимой проблемой. Развитие общества неразрывно связано с использованием информационно-коммуникационных технологий в системе образования, что с одной стороны отображает уровень научно-технических и социально-экономических достижений общества и зависит от них, а с другой – их обуславливает. При подготовке высококвалифицированных учителей информатики в высших педагогических учебных заведениях необходимо учитывать тенденции развития информационно-коммуникационных технологий. Эти тенденции и факторы, которые их обуславливают, отображает система образования, поскольку общество живет и развивается в соответствии с объективными законами развития. Существенные изменения в обществе и образовании происходят значительной мерой благодаря внедрениям информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы становятся объектами изучения, а средства информационно-коммуникационных технологий становятся средствами обучения. От уровня формирования профессиональных качеств учителей информатики средних учебных заведений, от их собственной готовности к жизни в условиях "информационного взрыва" и умения сформировать такую готовность у учеников зависит успешность внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества. Новые информационные технологии обучения начинают занимать надлежащее место в работе учебных заведений всех уровней. Возникает необходимость гармонического сочетания информационно-коммуникационных технологий с традиционными методами и формами обучения. Эта необходимость осознана подавляющим большинством специалистов образования.
Исследования показали, что существующий уровень подготовки учителей информатики недостаточен для высокоэффективной организации и проведения учебного процесса в общеобразовательных средних учебных заведениях. Решение этих проблем может быть осуществлено путем формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков студентов на основе системного подхода к организации изучения специальных учебных дисциплин, формирования в процессе обучения в высших учебных заведениях стойких практических умений и навыков, профессионально ориентированных перспективных линий поведения. Эту проблему можно решить также за счет создания специального лабораторного практикума, который состоит из теоретико-прикладных учебных модулей, при усвоении которых студенты могли бы ознакомиться с современными программно-аппаратными средствами, и за счет усиления теоретической подготовки учителя к работе с современными мультимедийными и телекоммуникационными средствами.
Разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы отдельные компоненты методической системы обучения аппаратным и системным программным средствам современных ИКТ. Показано, что практическая значимость результатов обучения в высших педагогических учебных заведениях существенно повысится при условии совершенствования содержания и форм проведения занятий по информатике путем внедрения в учебный процесс специального лабораторного практикума „Аппаратные и системные программные средства”.
В ходе диссертационного исследования разработаны:
- критерии отбора содержания и форм изучения аппаратных и системных программных средств;
- критерии отбора методики проведения специального лабораторного практикума „Аппаратные и системные программные средства”;
- критерии определения уровней учебных достижений студентов при изучении аппаратных и системных программных средств;
- отдельные компоненты методической системы обучения студентов аппаратным и системным программным средствам в высших педагогических учебных заведениях;
- специальный лабораторный практикум „Аппаратные и системные программные средства”.
В результате анкетного опроса учителей и студентов, экспериментального обучения, проведенного анализа научно-методической литературы и документации было установлено:
- требования к результатам обучения основам вычислительной техники студентов высших педагогических заведений;
- содержание профессиональной подготовки учителей информатики необходимо дополнить практически необходимыми знаниями аппаратных и системных программных средств современных ИКТ, а также программных средств учебного назначения;
- внедрение разработанных компонентов методической системы обучения существенно улучшает подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
In the dissertation described the ways of increasing the practical importance of training of the future computer hardware and system software science teachers in higher pedagogical educational institutions are studied; theoretically is proved and experimentally considered the necessity of improvement of the future computer science teachers training system; the elements of methodical system of modern IKT hardware and system software training is created and applied into educational process of the higher pedagogical educational institutions; it is shown, that the introduction of the developed components of methodical system of training essentially improves the preparation of the students for the future professional activity.